ГЕНИН Роберт Львович
Genine (Guénine) Robert
11 августа 1884 (с. Высокое, Климовичский уезд, Могилевская губ., ныне Беларусь) – 16 августа 1941 (Москва). Живописец, график, художник-монументалист.
Сын еврейского лавочника Лейбы-Арона Генина. Рано потерял мать. После пожара в доме, случившегося по его вине, жил у деда в деревне Красовичи (ныне Красавичи). Подростком зарабатывал на жизнь как ретушер фотографий. В 1898–1900 учился в Виленской рисовальной школе, в 1900–1902 – в Одесском художественном училище.
В декабре 1902, бросив училище на последнем курсе, уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе, из которой ушел через месяц, разочаровавшись. В 1904 перебрался в Париж и поселился в знаменитом «Улье». В 1904–1906 недолго учился в академии Р. Жюльена и посещал высшие курсы социальных наук в Сорбонне. В парижских музеях открыл для себя искусство П. Пюви де Шаванна. Много ездил по Франции, побывал в Италии, где изучал фрески, и в Египте (1905), где после замужества поселилась его сестра.
В 1907 выставил большую картину «Нищий» в Осеннем салоне (впоследствии выставлялся в Осеннем салоне в 1910 и 1911). Не найдя работу в Париже, вернулся в Мюнхен. Исполнял рисунки и карикатуры, в том числе на русские темы, для журнала «Jugend». В 1911 по заказу Музея Штеттина (ныне Щецин, Польша) создал эскизы стенной росписи на тему «Труд». Мюнхенское издательство «Дельфин» выпустило эскизы в виде альбома из 20 литографий «Фигурные композиции» (1912) с текстом директора музея В. Рицлера.
В 1911 познакомился с русскими членами группы «Der Blaue Reiter» В.В. Кандинским, А.Г. Явленским и М.В. Веревкиной. В 1911–1912 вместе с П. Клее, А. Кубином и др. входил в мюнхенское графическое объединение «Sema». В 1913 провел первую персональную выставку в мюнхенской галерее Thannhauser, которая приобрела все выставленные работы и заключила с ним долговременный контракт. В 1914 стал одним из учредителей Нового Сецессиона в Мюнхене и участвовал в русском отделе Балтийской выставки в Мальмё (Швеция).
С началом Первой мировой войны был на положении гражданского пленного в деревне Трудеринг под Мюнхеном. В 1919 поселился в коммуне Аскона в Итальянской Швейцарии (кантон Тичино). Зимние месяцы проводил в Берлине (до 1929), а затем в окрестностях Парижа.
В 1910–1920-е писал лирические портреты и пейзажи, создавал графические серии социальной направленности. Издал портфолио: «Женщина» (1915, 11 литогр.), «Люди» (1920, 8 офортов), «Цирк» (1920, 7 офортов), «Типы берлинских притонов» (1919, 8 офортов). Исполнил иллюстрации к книгам: Я. Вассермана «История графа Эрдмана Промница» («Die Geschichte des Grafen Erdmann Promnitz», 1921; 9 офортов), К. Эдшмида «Ангелы с заскоком» («Die Engel mit dem Spleen», 1923; 12 литогр.), поэтическому сборнику Г. Бетге «Песни с китайского к симфонии “Песня о земле” Густава Малера» («Lieder nach dem Chinesischen zur Symphonie Das Lied von der Erde von Gustav Mahler», 1923, 18 офортов) и др. Берлинское издательство Фр. Гурлита выпустило его книгу воспоминаний «Эскизы и впечатления» («Skizzen und Erinnerungen», 1920, 80 рис. пером и 5 литогр.). В 1920–1930-е исполнил фрески для фасадов общественных и частных зданий в Берлине, Берне и Асконе. Расписывал помещения коммунистических клубов во Франции, создавал монументальные картины и панно, портреты и пейзажи.
Провел персональные выставки в галереях Thannhauser (1917) в Мюнхене, Flechtheim (1922–1924) в Берлине, Кёльне (1928), Париже (1931) и Амстердаме (1932). Участвовал в выставке русского искусства в Ганновере (1921), выставках берлинского Сецессиона (1922–1929) и салоне Тюильри в Париже, в групповых выставках в Швейцарии и Австрии (1913–1934).
С 1923 страдал воспалением коленного сустава, в результате чего правая нога не разгибалась. В 1926 совершил поездку на о. Бали (Индонезия), откуда привез много этюдов. Впечатления от путешествия составили его книгу «Далекий остров. Наброски из моего путешествия на Бали в словах и картинках» («Die ferne Insel: Aufzeichnungen von meiner Fahrt nach Bali in Wort und Bild», 1928). В 1936 состоялась персональная выставка в галерее Lilienfield в Нью-Йорке.
При посредничестве советского представительства Красного Креста в Швейцарии и посольства в Париже получил советское гражданство и разрешение на переезд в СССР.
В марте 1936 приехал в Москву. Работал над росписью павильона «Совхозы» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (уничтожена в 1938). В 1939 был привлечен архитектором Б.М. Иофаном к разработке росписей интерьеров для Дворца Советов. Подготовил монографию о фреске, которая была приобретена Комитетом по строительству Дворца Советов, опубликовал в советской печати две статьи по технике настенной живописи, прочел доклад на эту тему в Московском союзе художников. Вел курс фрески и живописи в мастерских «Пролетарская артель» в Мстёре.
С началом войны с Германией попытался записаться в ополчение, но не был принят по возрасту и состоянию здоровья. В августе 1941 при дежурстве на крыше дома получил контузию от фугасной бомбы. Через несколько дней покончил жизнь самоубийством в своей мастерской, приняв большую дозу морфия.
В 1969-1980 его работы регулярно экспонировались в Эслингене (Германия), в 1974 были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. Представлен в музеях Базеля, Берлина, Кёльна, Регенсбурга, Вупперталя, Мюнхена, Касселя, Стокгольма, Чикаго, Лос-Анжелеса, Нью-Йорка и др. Ряд работ находится в собрании ГМИИ им. Пушкина и РГАЛИ в Москве.
Библиография: |
† РГАЛИ. Ф. 3056. Оп. 1. Ед. хр. 30 (Могилевский А.П. Воспоминания о Роберте Генине. 1956, рукопись). * AI 1/650, 3/619. Левинсон А. Искусство на Балтийской выставке в Мальмё // Речь. 1914. 27 июня. Ромм А.Г. О работах Р. Генина // Советское искусство. 1938. № 161. 4 дек. Северюхин Д.Я. Забытое имя. Художник Роберт Генин (1884–1943) // Антикварное обозрение. 2008. № 3. С. 28–29. Родионов А.Н. Художник Роберт Генин (1884–1941). Творчество и судьба // Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 19–20. Витебск. 2011. С. 137–156. Роберт Генин. В поисках рая: Бали, 1926 / Составитель Алексей Родионов. СПб., 2013. Родионов А.Н. Роберт Генин (1884-1941). Последние годы жизни художника (по материалам московских архивов) // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 11. М., 2016, С. 434‒454. Fierens P. Guénine ou L'Enfance Retrouvée // Formes. 1931. № 19. P. 157‒161. Warnod A. De la Ruche à Java… et retour. Guénine évoque ses souvenirs d’enfance // Comoedia. 28.11.1931. P. 3. Salmon A. Deux peintres: Guenine et Kisling // Bravo. 1932. 1 Jan. Р. 46. Genin: [Catalogue]. Lilienfeld Galleries. New York, [1936]. Robert Genin. Ausstellungskatalog der Kunstgalerie Esslingen. 1977. Wilhelmi Cr. Künstlergruppen in Deutschland, Österreich und Schweiz seit 1900. Ein Handbuch. Stuttgart, 1996. Соч.: Автобиография художника Роберта Львовича Генина: [н.д., ок. 1939. Машинопись. Собрания Д. Северюхина, А. Родионова]. О подготовке к росписи Дворца Советов // Искусство. 1939. № 4. С. 125–129. Настенная живопись и ее техника // Архитектура СССР. 1939. № 6. С. 26–27. Wie ich zum erstenmal malen sah // Künstlerbekenntnisse. Briefe / Tagebuchblätter / Betrachtungen heutige Künstler. / Hrsg. P. Westheim. Berlin, s.a. S. 261–263. Skizzen und Erinnerungen. Berlin: Gurlitt, 1920. Die ferne Insel: Aufzeichnungen von meiner Fahrt nach Bali in Wort und Bild. Berlin, 1928. Альбомы и иллюстрированные книги: Figürliche Kompositionen. München: Delphin, 1912. Die Frau. München, 1915. Lithographisches Skizzenbuch. München, 1916. Freskoentwürfe für eine Speiseanstalt. München, 1917 Typen aus Berliner Spelunken. Berlin: P. Cassirer, 1919. Menschen. Berlin: Gurlitt, 1920. Zirkus. Berlin: Gurlitt, 1920. |
Библиотека сайта: |
|
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
28.02.2013 |