ЦЕРКОВЬ СВ. БЛГ. ВЕЛ. КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И СВ. ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Льеж, Бельгия

Eglise orthodoxe St. Alexandre Nevsky et St. Seraphim de Sarov

Церковь св. блг. вел. кн. Александра Невского и св. прп. Серафима Саровского. Льеж, Бельгия. Вид с запада.

До революции Льежский университет, как и Брюссельский, пользовался в России большой популярностью и на его естественно-научных факультетах училось немало русских студентов. Однако эти студенты, бывшие в основном атеистами, особой необходимости в православном храме не ощущали. К ним лишь раз в месяц приезжал священник из Никольской церкви при российской миссии в Брюсселе.

Когда после революции в Западную Европу хлынули русские беженцы, несколько сотен их поселились в Льеже, чтобы работать на местных угольных шахтах. Но не они основали в городе первую русскую православную церковь. Она появилась в 1920 вместе с детским приютом Кузьминой-Караваевой, который переехал из Константинополя и разместился в помещении льежских иезуитов на ул. Вербуа, 13. Устроителем этой домовой церкви был прот. Владимир Федоров, «человек удивительного смирения и самоотвержения», окормлявший приют со дня его открытия.

21 января 1922 в Льеже была создана самостоятельная община, в которую в конце года из Брюсселя несколько раз приезжал о. Петр Извольский, чтобы служить литургию. Когда приют и настоятель перебрались в Брюссель, в Льеж из Берлина 21 декабря 1925 был назначен о. Димитрий Троицкий, которому дом для молитвы предоставили католики. Но вскоре с их стороны начались «придирки, утеснения» и попытки совращения в католичество. Православным пришлось снять частную квартиру, а затем пользоваться бывшей католической часовней, принадлежавшей музыкальному обществу. Это помещение было большим и неуютным. Иконостас верующие получили из Никольской церкви в Брюсселе. Каждый раз после службы иконы и утварь приходилось убирать «в чуланчик под лестницей».

Отец Димитрий так и не сумел найти подходящее помещение для храма, хотя в это время в городе жило более ста русских семей.

Его сменил о. Сергий Синкевич, окончивший Одесскую семинарию. В России он долгие годы служил домашним учителем и потому утратил пастырские навыки, что сильно мешало сплочению прихода и созиданию церкви.

Проблема была решена только в 1931, когда из Парижа приехал молодой о. Валент Роменский, выпускник Свято-Сергиевского Богословского института. «Человек умный, толковый, пламенный… он ринулся самоотверженно в приходскую работу» и своим рвением воодушевил прихожан. Ему удалось получить в одном из городских музеев двусветное помещение, где 23 декабря 1934 митрополит западноевропейский Евлогий (Георгиевский) освятил довольно просторную (100 кв. м) церковь с хорами. Все убранство велось по эскизу Исцеленова. Небольшой одноярусный иконостас был написан членами парижского общества «Икона», в том числе П. А. Федоровым, Ю. Н. Рейтлингер, О. Б. Орловой-Денисовой («Архангел Михаил», «Сщмч. Валент»). Образ Божией Матери Толгской исполнила кнж. Е. С. Львова.

Этот иконостас чудесным образом сохранился при разрушении церкви 16 января 1944 во время американского авианалета. Он был перенесен в другое помещение, где верующие молились до освящения отдельного нового здания, пожертвования на который они стали собирать вскоре после окончания войны.

Во время войны на шахты вокруг Льежа немцы пригнали тысячи русских военнопленных и остарбайтеров, многие из которых не захотели возвращаться на свою Родину. Целых пять лет шахтеры по крохам собирали деньги на храм, запланированный в южной, холмистой части Льежа. Крупную сумму на него пожертвовала Королева Бельгии Елизавета.

Проект здания в псковско-новгородском стиле, заложенного в 1950 прот. Валентом, разработал известный церковный архитектор русского Зарубежья Н. И. Исцеленов, автор храма-памятника в Брюсселе. Главный четверик возведен из кирпича, побелен, завершен профильным карнизом и увенчан пятью главками, которые покрыты медью и окрашены в голубой цвет. Кресты не позолочены. Еще одна главка украшает двухарочную звонницу над входным крыльцом. Барабан главного купола декорирован закомарами, портал — балясинами; углы и середина трапезной отмечены узкими лопатками; полуциркульные окна (по три на фасадах) не имеют наличников. Апсида, выходящая на узкую улицу, объемно не выделена, но в полуциркульной нише помещен большой образ Божией Матери «Знамение». Скупое наружное украшение церкви было продиктовано главным образом суровыми экономическими условиями послевоенных лет.

Столь же аскетично выглядит и внутреннее убранство. Его главная часть — уцелевший иконостас в стиле XVII века прежней домовой церкви и два резных киота.

Освящение льежской церкви состоялось 12 сентября 1953, в день престольного праздника. Его совершили епископ Ницкий Сильвестр (Харунс) и епископ Кампанский Мефодий (Кульман) в присутствии городских властей и множества гостей из русских общин Бельгии, Франции и Германии, представителей католической и протестанской общин. Пел приходской хор под управлением Цыганкова.

В настоящее время в окрестностях Льежа, в шахтерских поселках: Склессене и Серенге действуют небольшие домовые церкви, окормляемые причтом Александро-Невского храма. Общины имеются также в Намюре и Флероне. Их паства, как и клир, состоит из ассимилированных русских или французов, обращенных в православие. Такое же положение — в русских церквах в Генте и Шарлеруа, которые существуют с 1925 года. С 1990 х община в Льеже растет, но гораздо медленнее, чем в Брюсселе или недалеком немецком Ахене. Ее окормляет о. Ги Фонтэн.

Адрес: 80, rue de Laveu, B-4000 Liège

Библиография:

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 422–424.

Смирнова Н. Достопримечательные русские храмы и кладбища. Париж, 1999. С. 105–118.

Информационный бюллетень Свято-Николаевского собора. (Брюссель). 1998. Март. С. 17–20.

Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. Москва; Париж, 2003. С. 380–383.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

02.02.2011