ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Мерано, Италия

Chiesa russa di San Nicola Taumaturgo / Russische hl. Nikolaus-Kirche

Мерано. Церковь свят. Николая Чудотворца. Фото Assia Inches.

Православный приход в Мерано возродился в начале XXI века. В 1920–1970-е он подчинялся Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии, затем некоторое время — Русской Православной Церкви за границей. Теперь верующих окормляет священник Московской Патриархии, иеромонах Алексий (Никаноров). Здание, где находится церковь, — памятник архитектуры, и оно, как и все внутреннее убранство, включая утварь и облачения, принадлежит теперь городским властям.

Южно-тирольский курорт Мерано (по-немецки — Меран), с середины XIX века, когда он входил в состав Австро-Венгрии, привлекал русских людей своим мягким климатом (здесь было много безоблачных дней), красотой пейзажа, величием Альп, а главное — целебным для легочных больных сухим горным воздухом. Кроме того, больных лечили виноградом, кумысом и сывороткой. С 1870-х здесь появились большие, хорошо оборудованные пансионаты, отели и санатории, а в 1881 железная дорога связала город с главными столицами Европы. Уже в сезон 1884–1885 русские (числом до 400 человек) вышли на второе место среди иностранных гостей в Мерано. Среди именитых курортников из России можно назвать вел. кн. Александру Иосифовну, супругу вел. кн. Константина Николаевича, которая в 1896 жила на вилле «Империале».

Православные люди, приезжавшие зимой лечиться в Мерано (в начале XX века их в год было уже более тысячи), нуждались в церкви, поэтому учрежденное в 1875 местное Русское благотворительное общество начало хлопоты по ее устройству. В 1884 Общество (его называли «Русским комитетом») во главе с врачом Михаилом Ивановичем фон Мессингом, давно жившим в Мерано, получило благословение Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского) и 9 декабря того же года в наемном помещении, на вилле «Стефани», была освящена домовая церковь во имя свт. Николая Чудотворца, иконостас для которой привезли из Ирома под Будапештом.

Почетной попечительницей новоосвященной церкви стала вел. кн. Екатерина Михайловна, а ее первым настоятелем — о. Феофил Кардасевич, служивший в «надгробной» церкви в Ироме. Он приезжал служить только зимой. В уставе церкви, от 1885, говорилось, что «церковь создалась и содержится на добровольные пожертвования православных без различия национальностей, временно проживающих в Меране, и других радетелей Православия в России и за границей». Небольшая комната в частном доме, однако, не вмещала всех богомольцев, и о. Феофил, вместе с фон Мессингом, стали хлопотать об устройстве «настоящего храма». Был организован комитет под председательством фон Мессинга, хотя в это время «о построении отдельного храма нельзя было и мечтать по недостатку средств».

Создать «настоящий храм» позволила крупная сумма (100 тыс. руб.), которую завещала богатая москвичка Надежда Ивановна Бородина, лечившаяся от чахотки в Мерано и умершая молодой в 1889 в Ницце. На эти средства в городском квартале Оберман был в 1895–1897 возведен Русский дом им. Бородиной, предназначенный главным образом для малоимущих больных. В дом-виллу принимались «русские подданные обоего пола христианского вероисповедания, страдающие грудными болезнями, без различия чина и звания». Это был уголок России: здесь получали русские газеты и журналы, готовили русскую пищу, после обедни в общей столовой подавался самовар, чтобы «выпить чаю по русскому обычаю». Большая библиотека Дома уцелела до наших дней.

Ансамбль виллы, окруженной небольшим садом, состоит из трехэтажного жилого корпуса (в нем ранее было 19 покоев) и примыкающего к нему двухэтажного церковного флигеля с маковкой и образом свт. Николая Чудотворца на основании барабана (не сохранился). Проектом строительством Русского дома занимался тирольский архитектор Тобиас Бреннер, все технические работы исполнил инженер Хубер. Характерный силуэт церкви с «русским» крестом стал одной из главных достопримечательностей города.

Церковь, рассчитанная на 150 человек, размещается на верхнем этаже флигеля, и войти в нее можно со двора по наружной лестнице или из комнат. В притворе висит полотно неизвестного русского художника «Тайная вечеря» и находятся два витража, изображающие свв. Евангелистов Матфея и Иоанна. Над дверью размещена картина «Проповедь Христа перед народом», потолок зала украшает орнаментальный плафон. Вечером храм освещался богатым кованым паникадилом московской работы, которое подарила одна из больных. Иконостас и киоты клироса с образами свт. Николая и вмч. Пантелеимона вырезаны из темного дуба и местами позолочены. Все иконы в иконостасе написаны в академической манере, и некоторые имеют красивые оклады. Иконы, как и утварь, скорее всего, исполнены в Москве.

Когда строительство закончилось, общину в Мерано отделили от Ирома, поручив освящение храма прот. Александру Николаевскому из Вены, которому он был передан как приписной. Освящение состоялось 3 декабря 1897, накануне престольного праздника — дня свт. Николая. К этому дню в город съехались русские со всех курортов Тироля. Из Вены был приглашен церковный хор, прибыло местное англиканское и лютеранское духовенство, представители властей.

Для богослужений в Мерано Синод в 1898 постановил командировать иеромонахов Александро-Невской лавры. Они приезжали вместе с двумя певчими только на зимний сезон (с октября по май), так как на лето Русский дом закрывался. Всего до Первой мировой войны здесь побывали четыре иеромонаха: Паисий (с 1897), Вениамин, Антоний (с 1907) и Алексий (с 1912). Умерших русских хоронили на местном лютеранском кладбище; на Фоминой неделе по ним в церкви служили панихиду.

Во время Первой мировой войны храм был закрыт и в Мерано осталось жить всего двое русских: брат и сестра фон Мессинги. После революции больные из России приезжать перестали — Южный Тироль перешел к Италии и Русский дом заселили эмигранты. Из его квартирантов наиболее видными были Ф. И. фон Мессинг, сестра основателя русского благотворительного общества (который в конце жизни стал католиком) и почетная начальница Дома, а также композитор Наталья Михайловна Правосудович, ученица Скрябина и Глазунова. Весной 1926 здесь короткое время жила Л. Ф. Достоевская, дочь писателя, умершая в местечке Гриес (предместье Больцано) и погребенная в Больцано.

Число русских, однако, постоянно сокращалось и перед Второй мировой войной, когда их осталось трое, в правление Русского дома, который начали сдавать в наем, были введены итальянцы. В 1995 скончалась последняя русская — Вера Владимировна фон Стуре, долголетняя староста церкви.

С 1920-х Никольскую церковь окормляли священники, приезжавшие из Флоренции (о. Иоанн Лелюхин, о. Иоанн Куракин), с 1950 — из Милана (прот. Аполлон Сморжевский), а с 1967 — из Ниццы (прот. Иоанн Янкин). В 1973 в судьбе Русского дома произошла печальная перемена — из-за «обмена с доплатой» он перешел в частные руки, и немногих русских жильцов перевели в другое, более скромное здание. Новый владелец открыл пансион и ресторан «Царенбруннен» для пожилых людей, но дело не пошло и в 1985 после банкротства пансиона зданием завладели городские власти.

Когда строение отошло городу, храм был закрыт, и службы проходили в частной квартире. Оставшаяся горстка прихожан (всего 5 человек) сменила юрисдикцию и перешла в РПЦЗ. Служить стали священники из Рима (прот. Виктор Ильенко) и Болоньи (иером. Марк Давитти). В 1991 община вышла из РПЦЗ и раз в год ее снова навещал прот. Иоанн Янкин. Со смертью фон Стуре община распалась, но столетний юбилей храма был отмечен богослужением и презентацией книги «Русская колония в Мерано». В 1998, в связи с появлением в Южном Тироле новых эмигрантов из России, начались попытки восстановить общину.

Муниципалитет никогда не препятствовал проводить богослужения в «муниципализированной» церкви (некоторые иконы из нее временно хранятся в банке). Долгое время богослужения шли под опекой общества «Русь», созданного в 1991 в Больцано, которое занимается развитием культурных связей Южного Тироля с Россией. Здание виллы Бородиной после недавней реставрации частично передано городской богадельне. С 2000 доступной стала русская библиотека, которая насчитывает 1300 книг и журналов, которую также опекает общество «Русь». Возрождением православных традиций и мемориями русского присутствия занимается Русский Центр им. Бородиной, созданный в 2010 г.

Русский храм, единственный на севере Италии, — памятник эпохи рубежа XIX–XX веков, времени наивысшего расцвета альпийского курорта, когда он жил насыщенной общеевропейской жизнью, в которой православные из России играли очень заметную роль.

Адрес: Via Schaffer, 21, I-39012 Merano.

Библиография:

* РГИА. Ф. 537. Оп. 1. Д. 112; Ф. 796. Оп. 165 (6 отд. 1 ст.). Д. 2513; Ф. 797. Оп. 54 (2 отд. 3 ст.). Д. 354; Ф. 799. Оп. 5. Д. 87; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 90. Д. 15.

Московские ведомости. 1876. № 91.

Устав православной во имя св. Николая церкви в Меране. Будапешт, 1885.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1898. № 2. С. 69-72; 1903. № 43. С. 1676.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении в подробным описнаием православных русскийх церквей. СПб., 1903. С. 146-153.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. С. 222–226.

Братский ежегодник. 1906. С. 222–226.

Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1980. № 16. С. 32–33.

Icone russe a Merano. Esposizione. Merano, 1991.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 395-396.

Россия и Италия. Вып. 2. М., 1996. С. 76-77.

Цеггелер Б. М., Талалай М. Русская колония в Мерано. Больцано. 1997.

Dolomiten. (Bolzano). 1997. № 287. S. 33; 6.10.2000.

Талалай М. Г. Мерано. Церковь свт. Николая Чудотворца // Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. С. 151-153.

Талалай М. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011.

Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Благодарности:

Assia Inches за предоставленные фотогрфаии.

Дата ввода:

27.12.2011