БЕЛЛИНГ (урожд. Невтонова) Александра Александровна

Belling (née Nevtonova) Alexandra (Sandra)

Сандра Беллинг. Ок. 1913. Фотография с автографом. Arnold Schonberg Collection, Music Division. Library of Congress.

1880 – 1958 (Бейрут, Ливан). Оперная и эстрадная певица (сопрано), мастер художественной куклы.

Жена дирижера и концертмейстера Эраста Евстафьевича Беллинга (1878 ‒ ?). В начале 1910-х – известная в России оперная и эстрадная певица (сценический псевдоним Сандра Беллинг), яркий персонаж столичной светской жизни. Была знакома с А.А. Вырубовой, Г.Е. Распутиным (о встречах с которым опубликовала воспоминания), М.А. Кузминым. До 1931 состояла в переписке с композитором Арнольдом Шёнбергом, с которым познакомилась в 1912 году в С.-Петербурге.

В 1920 переехала в Витебск, где муж по рекомендации А.В. Луначарского возглавил губернское МУЗО (Музыкальный отдел Наркомпроса) и стал директором Народной консерватории. Часто выступала с концертами в дуэте с мужем, занималась записью народных песен в Витебской и Могилевской губерниях. В 1921 или 1922 вернулась с мужем в Петроград.

В 1926 супруги с дочерью Тамарой бежали из СССР через Иран и перебрались в Сирию.

В Дамаске учила богатых дам искусству делать художественные куклы, позже открыла мастерскую по изготовлению кукол «Баронесса Беллинг» («Baronne Belling»). Муж давал частные уроки музыки, дочь преподавала балет.

К 1951 обосновалась с семьей в Бейруте, куда перенесла мастерскую. Все куклы изготавливались вручную по единой технологии: проволочный каркас, тело из мягких набивочных материалов. Голова, руки и ноги куклы обтягивались тонким чулочным трикотажем. Лицо куклы моделировала и раскрашивала собственноручно, придавая каждой индивидуальные черты и мимику. Вскоре куклы «Баронесса Беллинг» приобрели большую популярность среди местной богатой публики и туристов. Наибольшую известность получили куклы в традиционных и национальных костюмах Сирии (городские и сельские жители, арабы, бедуины, черкесы и т.д.). Одежду и украшения для них изготавливали мастерицы-арабки из местных материалов, точно соблюдая традиционный крой, орнамент вышивок и цветовую гамму. Аксессуары (кольца, браслеты, обувь, головные уборы и т.п.) точно соответствовали характеру костюма. Известны также парные куклы и сюжетные группы кукол в интерьерах (т.н. tableau) с мебелью, коврами, посудой и т.п.

Куклы экспортировались сирийской компанией «Arounani Brothers of Damascus», американскими «Kimport Doll Company» и «Krug International Doll House». Они до сих пор высоко ценятся коллекционерами. Две многофигурные сюжетные композиции «Продавец тканей и покупательница» и «Женщины, расположившиеся на ковре» хранятся в собрании Института востоковедения Чикагского университета в США (The Oriental Institute of the University of Chicago).

Библиография:

Радзинский Э. С. Распутин: жизнь и смерть // Радзинский Э.С. Сочинения в 7 т. Т. 6. – Москва: Вагриус, 2001. С. 447-449.

Русецкий А.В., Русецкий Ю.А.. Художественная культура Витебщины: Поозерье, Подвинье, Верхнее Поднепровье (1918–1941). Монография. Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2014.

Opera Diva and Doll Maker. The Dolls and Tableaux of Baronne Sandra Belling. By Tasha Vorderstrasse & Alison Whyte // News & Notes Members' Magazine. Issue 226 / summer 2015. The Oriental Institute of the University of Chicago. P. 18-20.

Lost and Found: Rediscovery of 3 Important Cloth Dollmakers – Ingeborg Nielsen,

Baronne Sandra Belling, Margit Szerelemhegyi / By Susan Hedrick // DOLLS: The Collector's Magazine. Volume 16, Issue № 8. October 1997.

Соч.:

Из недавнего прошлого : [встречи с Григорием Распутиным]. Петроград, 1917. 54 с.

География:
Составители: