СТАБРОВСКИЙ Казимир Антонович

Stabrowski Kazimierz

21 ноября 1869 (Крупляны возле Новогрудка, Минская губ., ныне Брестская обл., Беларусь) –10 июня 1929 (Гарволин, Мазовецкое воеводство, Польша). Живописец.

Из семьи помещиков, сын офицера Русской армии Антона Стабровского и Зофии Пилецкой. Детство провел в имении родителей. В 1880–1887 учился в реальном училище в Белостоке. В 1887 приехал в С.-Петербург и поступил в ИАХ. Учился у П. П. Чистякова. В 1890 получил малую серебряную медаль за этюд мужчины, тянущего веревку; в 1892 – малую и большую серебряные медали, в 1893 – большую серебряную медаль. В 1893 уехал за границу с целью сбора материалов для дипломной работы; побывал в Палестине, Турции, Греции и Египте. 5 ноября 1894 получил звание классного художника 3-й степени за картину «Магомет в пустыне» (другие названия: «Магомет и Сеид в пустыне», «Бегство из Мекки»). Несмотря на формальное завершение образования, остался в реформированной в 1894 ИАХ, продолжил занятия в мастерской И. Е. Репина. Прервал обучение после беспорядков, произошедших в Академии в феврале 1897 (скандал, разразившийся тогда в академических стенах, имел поводом грубость новоназначенного ректора А. О. Томишко в отношении поляка К. М. Кржижановского, ученика А. И. Куинджи; его следствием стал вынужденный уход из ИАХ многих учеников и отставка Куинджи с должности профессора).

В 1897 уехал в Париж, где в течение нескольких месяцев посещал Академию Родольфа Жюльена, в которой его преподавателями были Ж.-Ж. Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоран. В 1898 вернулся в С.-Петербург. До 1903 участвовал в «Весенних выставках», проводимых в залах ИАХ по инициативе А. И. Куинджи, с 1899 входил в состав Комитета Весенней выставки. Был членом-учредителем Артели русских художников (1901). Участвовал в международных выставках (в Париже в 1900, в Мюнхене в 1901, в Венеции в 1903). Пробовал себя в художественной критике: в 1900 на страницах газеты «Новое время» опубликовал статью под названием «О старом и новом в русском искусстве»; его тексты печатал петербургский «Край»: «Художественное движение в Петербурге» («Ruch artystyczny w Petersburgu». 1899. № 15); «Живопись сегодня. Несколько впечатлений от весенней выставки в Академии Художеств в Петербурге» («Dzisiejsze malarstwo. Kilka wrażeń z wiosennej wystawy w Akademii sztuk pięknych w Petersburgu». 1900 № 22).

15 сентября 1902 женился на Юлии Янишевской (Юлия Стабровская), ученице скульптурного отделения ИАХ. В том же году стал членом действовавшего в Кракове Общества польских художников «Искусство» («Sztuka»).

В 1903 поселился с женой в Варшаве. Кроме живописи, проявил себя и в других областях: вместе с К. М. Кржижановским организовал частную школу живописи, затем занимался созданием Варшавской школы изящных искусств, которая была открыта 19 марта 1904. Вошел в состав организационного комитета школы, позже стал ее первым директором; в качестве преподавателей пригласил своих товарищей по ИАХ Фердинанда Рущица и Кржижановского. В 1909 ушел с поста директора; поводом стал конфликт с Опекунским комитетом и Педагогическим советом, которые дали негативную оценку его педагогической деятельности, а также увлечению спиритизмом и оккультизмом, которым художник посвящал много времени.

В 1909–1913 много путешествовал по Европе, летние месяцы проводил в имении Длужнево в Витебской губернии (ныне Лузназнавское имение, Lūznavas muiža, Латвия), арендованном у Евгении и Станислава Кербедзей, учредителей Варшавской школы изящных искусств. Там у него была своя мастерская, усадебный дом украсил картинами (уничтожены в 1920-е).

Во время Первой мировой войны вместе с женой вновь оказался в Петрограде. В 1915 организовал там большую выставку своих работ (в 1916 показал ее в Москве). По прошению И. Е. Репина, В. А. Беклемишева и В. В. Матэ от 2 января 1916, выдвигался в академики, но баллотировка не состоялась из-за роспуска Академии.

В 1917 и 1918 участвовал в выставках Общества художников им. А. И. Куинджи в Петрограде. Занимался созданием декораций и костюмов для Польского театра в Москве, которым руководил Арнольд Шифман (1882–1967). В 1918 вместе с женой вернулся в Варшаву.

В ранний период писал лирические пейзажи («Деревенская тишина», «Белая ночь в Петербурге», «Белая ночь в Финляндии») и камерные портреты. В конце пребывания в С.-Петербурге под влиянием интереса к оккультизму начал писать композиции фантастическо-мистического характера, кульминацией которых стал утерянный цикл «Шествие бури» (1907–1910). Почти все работы художника, созданные до начала Первой мировой войны, пропали во время военных и революционных событий 1917–1918. В последние годы жизни писал в основном пейзажи по впечатлениям от своих многочисленных путешествий.

Детей не имел. Похоронен на кладбище Повонзки в Варшаве.

В 1934 вдова Юлия передала 59 работ из его наследия в дар Национальному музею в Варшаве.

Библиография:

Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764–1914 / Сост. С.Н. Кондаков. В 2 ч. Ч. 2. СПб., 1915. С. 188.

Kazimierz Stabrowski – lata studiów i początki działalności twórczej // Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie. 1975. Т. XIX. S. 575-657.

Echa sztuki rosyjskiej w twórczości warszawskich modernistów // Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie. 1984. T. XXVIII. S. 125-172.

Skalska-Miecik L. Stabrowski Kazimierz // Polski słownik biograficzny, Warszawa-Kraków 2002. T. 49. S. 275-278 (bibliografia).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

06.02.2017