ТИМУС Август Карлович (Август-Хейнрик)
Timus August
27 января 1865 (с. Пада, Эстляндская губ., ныне Эстония) – 1943 (Раквере, Эстония). Скульптор, художник по фарфору.
Из крестьян Эстляндской губернии, сын мельника, евангелически-лютеранского вероисповедания. Учился в начальной школе в Нарве, затем, в уездном училище в Везенберге (ныне Раквере). В 1886–1889 учился в Рисовальной школе ОПХ, где неоднократно получал поощрительные награды. В 1889 поступил вольнослушателем в гипсо-головной класс ИАХ, в 1891 переведен в гипсово-натурный класс. За лепку с натурщиков был удостоен малой и большой серебряных медалей, а в 1890 и 1891 – похвальных отзывов (за скульптурный этюд и за чеканку утки из гипса). В 1896 окончил ИАХ со званием художника. Жил с матерью по адресам: наб. Фонтанки, 84; Невский пр., 135; Предчетинская, ныне ул. Черняховского, 69; Предчетинская ул., 55).
1 июля 1896 был принят техником на Императорский Фарфоровый завод. В 1897–1914 заведовал скульптурной мастерской завода (17 января 1914 уволился по болезни глаз). В 1904 разработал особый состав фарфоровой массы, позволявший выполнять крупную скульптуру. В 1905–1906 создал по эскизам архитектора А.Ф. Красовского иконостас из бисквита с царскими вратами из чеканной меди для церкви Сошествия Св. Духа на кладбище Фарфорового завода. С 1908 заведовал всей технической частью завода, исполнил, в числе прочего, проекты декоративных ваз и сосудов с рельефными изображениями растений, животных и птиц, с лепными женскими фигурами (кашпо «Рябина», вазы «Пляшущие лягушки», «Совы», «Наяды и тритон», «Хоровод русалок», кувшин «Сатир и нимфа», сосуд с изображением птицы Феникс и др.). В 1901–1905 создал серию из 20 сувенирных фигурок зверей, выполненных в фарфоре, цветной и белой бисквитной массе, а также в стекле. В 1889–1897 проектировал модели для предметов, изготавливаемых в мастерских фирмы Фаберже по императорским заказам, в том числе модели приданого серебра вел. кнж. Ксении Александровны и к юбилейным подаркам по случаю пятидесятилетия царствования короля Дании Христиана IX.
В 1896 участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, представив, в частности, модель памятника Александру III. Работы экспонировались на выставках ТПХВ (1900, 1901, 1904, 1905, 1911, 1913); в числе выставленных произведений были рельеф «Зимний шторм», скульптура «Мечта», бюст А.И. Куинджи, медальон к 300-летию Дома Романовых, исполненный по заказу Фарфорового завода. В 1915 на выставке «Патриот», состоявшейся в Петрограде, демонстрировались его композиции «Соревнование», «Социальная помощь», «Георгий Победоносец» и бюст вел. кн. Николая Николаевича. Исполнил также бюсты императора Александра I, Кутузова, Барклая де Толли, Вольтера (отливались в бронзе и чугуне для продажи), небольшие скульптуры «Петр I и водяной» (1903), «Грезы любви» (1903), «Скромность» (1905), портретные медальоны и др.
Состоял членом Общества художников исторической живописи, Русского художественно-промышленного общества и общества «Мюссаровские понедельники». На протяжении многих лет возглавлял неофициально существовавший Скульптурный кружок, который с 1891 собирался на его квартире для совместной лепки с натуры и для клубного времяпрепровождения. В марте 1917 этот кружок вошел в Союз деятелей искусств.
В 1918 выехал в независимую Эстонию, 2 декабря 1919 получил паспорт гражданина Эстонии. Жил в Таллине на ул. Paldiski, 14.
В 1920-е исполнил небольшие (до 30 см) бюсты эстонских политиков и общественных деятелей: первого президента страны Константина Пяста, второго премьер-министра (позже – главы государства) Яана Тыниссона, главнокомандующего эстонской армией генерала Йохана Лайдонера, командующего военно-морскими силами контр-адмирала Йохана Питки, дипломата и министра Яана Поски, организатора отрядов тартуской самообороны Юлиуса Купреянова, поэтессы Лидии Койдулы и др. Бюсты для массового распространения выполнялись в гипсе с раскраской. В 1920 получил 1-ю премию в 2 000 марок на конкурсе проектов наградной медали «В память Эстонской освободительной войны» («Eesti Wabadussõja mälestuseks»), которая была принята к производству. В 1921 получил 3-ю премию в конкурсе на проект государственного герба Эстонии (позже один из его рисунков стал эмблемой Эстонской лиги обороны). В 1921 создал барельефы «Добрый самаритянин», «Метель» и «Потоп», позже – барельеф «Эстонская мать». Участвовал в выставках Центрального общества эстонских художников, Объединения эстонских академических художников, Нового объединения художников, Первой выставке Союза эстонских художников (1923). В 1923–1925 – руководитель скульптурной мастерской в Государственном художественно-промышленном училище в Таллине. В 1925 вышел на пенсию. В 1926 переехал в город своего детства Раквере. В последние годы полностью ослеп.
Многие произведения эстонского периода, находившиеся в Эстонском историческом музее войны, были уничтожены в 1940, после присоединения Эстонии к СССР. В Санкт-Петербурге работы хранятся в ГРМ, ГЭ, Музее-заповеднике «Царское Село», во дворце вел. кн. Владимира Александровича (Дом ученых им. Горького).
Библиография: |
† РГИА. Ф. 789. Оп. 11 (1898). Д. 109. Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. Хмельницкая Е. Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус. М., 2013. |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
17.08.2011 |