ГРАМОЛИНА (урожд. Шамрай) Александра Николаевна

Gramolina (née Shamrai) Alexandra

А. Грамолина

25 марта 1911 (Чита) – март 1998 (Рига). Художник моды, дизайнер.

Дочь инженера Николая Михайловича Шамрая и портнихи Татьяны Михайловны Шамрай. В 1921 была вывезена родителями в Харбин, где отец вскоре оставил семью. Училась в городском училище, в 1926–1931 посещала местную художественную школу. В 1928 поступила в женскую частную гимназию. Участвовала в выставках «женского отдела» при харбинской газете «Рупор», неоднократно получала призы.

В 1931 семья перебралась в Дайрен (ранее Дальний, ныне Далянь), к старшей сестре, которая там вышла замуж. В Дайрене начала шить, помогая матери, оформляла витрины как художник-декоратор. В 1934 на выставке Женской студии при газете «Шанхайская заря» показала картины на ткани с применением коллажа «Блондинка и брюнетка» и «Неравный брак».

В 1937 вышла замуж за инженера Владимира Игоревича Грамолина, родом из Перми. В 1938 уехала с мужем в Шанхай, где стала руководителем ателье дамской одежды и шляп «The modern women», обслуживающего преимущественно жен дипломатов.

В 1942 супруги подали ходатайство о принятии гражданства СССР, в 1946 получили разрешение, однако в 1951 уехали в Австралию. В Сиднее поступила в Академию моделей и кройки, которую окончила через год, получив диплом модельера и закройщика женской и детской одежды. В 1952–1955 работала художником-модельером на фабрике массового пошива и самостоятельно, как модельер на дому, сдавая рисунки на фабрику.

В феврале 1955, получив разрешение вернуться в СССР, супруги с приемным восьмилетним сыном, посетив по дороге Цейлон, Египет, Италию и Францию, прибыли из Лондона в Ригу.

С марта 1955 работала художником-модельером в Рижский доме моделей (РДМ), в ноябре того же года стала главным художественным руководителем и заместителем директора РДМ. В последующие годы создавала коллекции «для советской женщины», причем ввела непривычную для СССР форму показа новых коллекций в виде шоу с платными билетами. Каждая коллекция имела романтическое название («Снежная королева», «Красная рябина» и др.), тексты для показов часто писал поэт Имант Зиедонис, музыку во время выходов моделей на подиум исполнял пианист и композитор Раймонд Паулс. Ее коллекции женской одежды неоднократно показывались в Москве, а в 1967 – в Монреале, на международной выставке ЭКСПО-67 (саму художницу в Канаду не пустили). В 1971 уволилась из РДМ, выйдя на пенсию, но вскоре пошла работать консультантом в известное ателье Ригас Модес.

Похоронена на Ивановском кладбище в Риге.

В 2017 эскизы и костюмы художницы экспонировались на выставке «Тайны Востока. Влияние Китая на моду Запада», устроенной Александром Васильевым в Рижском музее моды.

Библиография:

Шедевры женского творчества // Шанхайская Заря. 1934. 15 декабря.

Александрова Ю. Королева советской моды [Электронный ресурс] // Ежедневный журнал о Латвии. URL: http://www.freecity.lv/zhzl/45253/ (дата обращения: 01.09.2017).

Соч.:

Азарова М., Грамолина А. Конструирование и моделирование одежды. Рига, 1969.

География:
Дата ввода:

22.01.2018