ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЦ. ВАРВАРЫ. Вевэ, Швейцария.
Église orthodoxe Ste.Barbare
Мало кто из русских посетителей Швейцарии бывает в наши дни в этом городе на берегу Женевского озера, расположенном неподалеку от Лозанны. Разве что любитель В. В. Набокова, направляясь в Монтре, чтобы увидеть отель, где писатель провел последние годы своей жизни, по пути на часок завернет в Вевэ. Там он с удивлением обнаружит русскую церковь, стоящую близ вокзала у самого полотна железной дороги. Впрочем, внутри церковь осмотреть скорее всего не удастся, если не осведомиться заранее о расписании богослужений или часах осмотра.
«Чистый воздух, хорошая вода, покой, тишина. Идиллическое место для отдыха, воспетое еще Руссо в “Новой Элоизе”... Второй после Женевы промышленный город с крупными фабриками, особенно табачными», – так писал о Вевэ русский путеводитель 1903 года, когда городок еще сохранял свою привлекательность для иностранных пациентов и туристов.
В 1869 прот. Афанасий Петров, настоятель женевского храма, начал проводить в Вевэ периодические богослужения по просьбе русских, остававшихся в городке на зимний сезон. Среди них были кн. В. Гагарин, кн. В. Голицын, кн. А. Трубецкой, гр. П. Шувалов, А. Бибиков и др. Зимой из Женевы в Вевэ переселялись многие больные, так как климат здесь был мягче и ровнее – не было морозов и сильных ветров. Кроме того, поблизости, в Кларансе действовал русский пансион Парше, где учились несколько десятков православных юношей. С 1872 из Женевы в Вевэ стали привозить иконостас прежней церкви российской миссии и с 26 октября того года службы сделались постоянными. Они проходили в зале гостиницы «Англетер», а в 1874–1878 – в доме Гантер на ул. Симплон.
20 сентября 1872 в Вевэ после мучительных родов скончалась молодая гр. Варвара Петровна Орлова, любимая дочь известного дипломата гр. Петра Павловича Шувалова (1827–1889), который «решил увековечить молитвенную память о ней устройством постоянного русского храма». Власти не разрешили похоронить умершую около храма, и только в 1950 ее могилу перенесли с городского кладбища на его территорию. Женевский настоятель одобрил намерение графа: «устройство церкви в г. Вевэ было бы полезно, как для удовлетворения религиозных нужд проживающих там русских, так и в силу существующей в Швейцарии пропаганды, протестантской и особенно католической». В более ранней своей записке он уточнил: «католики выстроили в последнее время великолепную католическую церковь в Вевэ, стараются привлечь к себе православных, предлагая служить для них мессы».
5 мая 1873 Император Александр II утвердил ходатайство Синода и разрешил Шувалову «построить в г. Вевэ православную русскую церковь на жертвуемые им средства <…>, предоставляет участок земли, принадлежащий ему в г. Вевэ, иконостас и церковную утварь из домовой церкви его матери, находящиеся ныне без употребления в Париже <…>, расходы по присмотру и содержанию в исправности церковного здании он обеспечивает ежегодною рентою в две тысячи франков». На эту ренту шли проценты с купленных графом облигаций русского займа.
Вышеназванные иконостас и утварь достались графу от бабушки супруги – кн. Варвары Петровны Бутера ди Радали (урожд. кжн. Шаховской, 1796–1870), которая после смерти в 1846 своего третьего мужа, неаполитанского посланника в России, уехала из Петербурга в Европу. Ей принадлежала под Палермо вилла Оливуццо, в которой в 1845–1846 отдыхала и лечилась Императрица Александра Феодоровна, супруга Николая I. Для нее на вилле, по проекту придворного архитектора Р. И. Кузьмина, была устроена временная церковь вмц. Варвары (см. № 117). Иконы для резного с позолотой иконостаса написал акад. М. И. Скотти, утварь исполнили петербургские мастера. В 1864 княгиня увезла подаренную Императором церковь виллы в Париж, разместив ее в своем особняке, где служил прот. Иосиф Васильев, настоятель посольского храма. «В этой церкви сохранялись… разные предметы, составляющие драгоценные семейные воспоминания и пожертвования Августейших особ».
31 мая 1873 прот. Афанасий Петров заложил храм, посвятив его св. вмц. Варваре. Здание строил швейцарский архитектор Жан-Самюэль Кезер-Доре, но кто был автором проекта, исполненного в русском стиле XVII века? В заметке об освящении церкви утверждается, что им был известный зодчий И. Монигетти, создавший свой проект в 1874 году. Это утверждение опровергает не только необычный для данного архитектора стиль, но и архивные документы, в которых говорится об авторстве акад. Д. И. Гримма. Бросается в глаза также внешнее сходство церкви в Вевэ с женевским храмом, несомненным творением Гримма.
Кубической формы здание, облицованное белым камнем, стоит на склоне зеленого холма и увенчано позолоченной главкой с узорчатым крестом. Барабан прорезан узкими окнами и украшен орнаментальным фризом. Стены четверика декорированы аркатурой с трехчастными и глухими окнами, углы отмечены прилегающими колоннами, под четырехскатной крышей тянется широкий составной геометрический фриз. Войти в храм можно с запада через арочное крыльцо-портал или с юга, поднявшись по крытой галерее, на которой укреплены накладные железные кресты. Звонницы у церкви нет, ибо до 1938 реформаты запрещали инославным иметь колокола. Общее впечатление от церкви – изящность, стройность, совершенство деталей.
К ноябрю 1878 церковь, вмещающая 200 человек, была готова и в ней установили привезенный из Парижа одноярусный иконостас покойной кн. Бутера ди Радали. Изображения святых на стенах – числом 39 – на холсте, в обрамлении орнамента, написал акад. В. В. Васильев, который специально приезжал из Петербурга. Акад. К. В. Годун исполнил над арками четыре картины: «Тайная вечеря», «Несение креста», «Положение во гроб» и «Явление Христа Марии Магдалине». Заалтарный образ изображал «Гефсиманское борение Спасителя» (ныне на его месте витраж «Спаситель, Богородица и свт. Николай»). Резная преграда, солея и пол – мраморные. Колонны, поддерживающие своды, покрыты темно-серым стюком.
«Внутренность, – писал журнал «Всемирная иллюстрация», – отделана мрамором, а все пространство, где не мрамор, покрыто яркою, в византийском вкусе, орнаментациею необычно изящных узоров по золоту или вводом его в состав орнамента. Своды голубые с золотыми звездами. Стены сложены из камня очень тщательно, украшения фасадов – из терракоты». Внизу размещается крипта, которая ныне используется для приходских собраний.
Вся утварь была сделана из позолоченого серебра с эмалевыми вставками. Одноярусное паникадило изготовлено из золоченой бронзы, светильники – из серебристого металла. Престол и жертвенник – из кипариса, аналой украшен золоченой бронзой. Завеса царских врат – из красного шелка, облачения священника – «из золотого муара с вышитыми шелком цветами» и разного цвета бархата. По словам прот. Афанасия Петрова: «церковь так щедро наделена своим благочестивым строителем, что в продолжении многих десятков лет не будет иметь нужды в приобретении себе каких-нибудь священных вещей».
1 октября 1878, в праздник Покрова, прот. Афанасий Петров освятил однопридельный храм, который был приписан к женевской посольской церкви, а в следующем году в административном отношении подчинен российскому Министерству иностранных дел.
Старостой новой церкви стал кн. Андрей Васильевич Трубецкой, который «сблизился со многими нигилистами и вздумал требовать молодого священника, с которым легче совладать и основать либеральную церковь». Но вскоре князь-либерал умер и попытки отделить церковь от женевского прихода и создать собственный причт, подчинив его напрямую Синоду, были оставлены. Служить в Вевэ два–три раза в месяц по-прежнему приезжал настоятель из Женевы, но делал это, как правило, «только на другой или на третий день после праздника». За каждую службу прихожане платили ему и хору 55 швейцарских франков, ибо назначенной Шуваловым ренты хватало лишь на текущий ремонт и охрану.
После отъезда графской семьи в Ниццу «заупокойные и заказные литургии в память их дочери прекратились, и храм стоял прекрасным, но безмолвным памятником». Как отмечал российский посланник, «приход вевэйской церкви не постоянный. Есть, правда, несколько семейств, поселившихся в Вевэ, но средства их так ограничены, что едва ли можно рассчитывать на сумму более 400 или 500 франков сбора с них». Посланник ошибался. Например, в 1879 в Вевэ и окрестностях проживали постоянно до 30 богатых русских семей, в том числе Фитингофы, Капнисты, Свистуновы, генерал-майор Ставицкий, д. с. с. Яновский и др. Многие из них в церковь, скорее всего, не ходили, так как священник в том же году в Вевэ насчитал всего 10–11 причастников. В 1880-х легочные больные зиму стали проводить на Лазурном берегу и число богатых русских в Вевэ заметно уменьшилось.
«…Швейцарскую колонию русских, за весьма малым исключением, составляют именно такие русские люди, которые, получив безвозмездно благоприятный для своего здоровья климат, все расходы на суточное свое содержание ограничивают суммою от 5 до 10 франков…», – так описывал очевидец положение русских в то время. На рубеже XIX–XX вв. русские, жившие в Женеве, были в основном нигилистами и революционерами и религией совершенно не интересовались. Немногочисленные эмигранты, приехавшие после революции, несколько оживили церковную жизнь в Вевэ, но большая их часть предпочитала жить в Женеве и Лозанне. Русская церковь в курортном городке превратилась в историко-архитектурный памятник, напоминавший о былом присутствии здесь русской знати.
21 января 1961 болгарский Царь Симеон венчался в храме с испанской аристократкой Маргаритой Гомес-Асебо и Сехуэла. Настоятелем в это время – до своей смерти в 1976 – был прот. Игорь Троянов, посланный Русской Православной Церковью за границей наблюдателем на Второй Ватиканский собор.
В 1959–1960 интерьер церкви подвергся реставрации. В те же годы архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) написал для храма несколько образов, в их числе вмц. Варвары, который находится в мраморном киоте у левого клироса. В 1980-е из Греции была привезена икона «Деесис». Самая старая икона, изображающая Божию Матерь, датируется XVIII веком и помещается на северной колонне. Интересен образ православных святых Швейцарии, которыми много занимался епископ Вевэйский (ныне архиепископ Женевский и Западно-Европейский) Амвросий (Кантакузен), в 1980–1990-е служивший настоятелем. С 1978 в храме хранятся некоторые святыни: перст прп. Афанасия Афонского, частица мощей свт. Иоанна Максимовича, два мощевика, частицы мощей свв. сербских Царей.
В 1976–1978, к столетнему юбилею, был обновлен внешний вид здания, которое находится под охраной государства как памятник архитектуры.
В наши дни объединенный приход Вевэ-Лозанна невелик: 60–100 человек, половину которых составляют православные швейцарцы. Большая часть приезжает из Лозанны, где действует домовая церковь Рождества Христова.
В 2003 храму исполнилось 150 лет, но особых торжеств по этому поводу не было, ибо он, к сожалению, полузабыт как в русском рассеянии, так и в самой России.
Адрес: 12, rue des Communaux CH-1800 Vevey
Библиография: |
* РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 1401; Оп. 442. Д. 542. Л. 13; Ф. 797. Оп. 40 (2 отд. 3 ст.). Д. 197; Оп. 42 (2 отд. 3 ст.). Д. 242; Оп. 48 (2 отд. 3 ст.). Д. 193; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 64. Д. 18. Отчёт Императорской Академии художеств... СПб 1845–1846. С. 13; 1878–1879. С. 43. Северная пчела. 1849. № 243. С. 968; № 244. С. 942. Церковный вестник. 1875. № 15. С. 10. Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1882. № 692. С.313–314. Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 55. Исторический вестник. 1916. окт., С. 28. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. Л., 1976. С. 116–117. Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1978. № 9. С. 56; 1979. № 14. С. 36–37. Grézine I. Les Orthodoxes russes en Suisse romande. Genève, 1999. P. 65–75. |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.03.2014 |