ПОНС Элен (урожд. Вермишева Елена Христофоровна)
Pons (née Vermicheff) Helen
30 апреля 1898 (Тифлис, ныне Тбилиси) – апрель 1990 (Рим). Художник театрального костюма, живописец.
Дочь Христофора Аввакумовича Вермишева (1863–1933), общественного деятеля, издателя, одного из руководителей Кадетской партии в Закавказье, министра финансов и продовольствия в первом правительстве независимой Армянской республики. Мать – урожд. кнж. Варвара Александровна Аргутинская-Долгорукова, дочь генерала. В семье было шестеро детей. До революции семья жила на Кавказе, в основном в Тифлисе.
В детстве посещала Школу искусств и ремесел, основанную ее матерью. В 14 лет для лечения туберкулеза была вывезена в Швейцарию, в г. Лейсин. С началом революции вернулась в Россию, некоторое время жила в Москве, затем в Тифлисе, откуда через Новороссийск эвакуировалась в Константинополь.
В 1920 с паспортом гражданки Армянской республики прибыла в Париж. Начала зарабатывать на жизнь росписью керамики. Была знакома со многими известными художниками Монпарнаса. В 1921 стала женой Жоржа Понса – администратора театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1922 с труппой театра они выехали в США и обосновались в Нью-Йорке.
До 1926 исполняла куклы и костюмы для театра «Летучая мышь», затем работала для театров «Mark Strand» и «Guild». В 1928 основала с мужем студию дизайна и сценических костюмов «Элен Понс».
В искусстве театрального костюма проводила идею «костюма-скульптуры», придумывала способы визуальной коррекции фигуры, получила в этой области несколько патентов. В числе ее оригинальных разработок – особый тип бюстгальтера на проволочном каркасе, «репетиционные юбки», в которых танцоры привыкали к сценическим одеждам, усовершенствованный способ изготовления балетных пачек.
В 1935 оформила костюмы для первой постановки оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина в нью-йоркском Alvin Theatre. С 1936 тесно сотрудничала с Дж. Баланчиным, исполнив костюмы для многих его балетов.
В 1941 по эскизам американской театральной художницы Алины Бернстайн изготовила для постановки «История фартука» изящные фартуки, на которые потом стала получать многочисленные заказы. Это позволило ей открыть филиал своей студии в Сан-Франциско, куда она переехала на несколько лет, в то время как муж продолжал руководить нью-йоркской студией.
Вернувшись в 1947 в Нью-Йорк, работала художником по костюмам для «Метрополитен Опера», «Театра американского балета», «Сити Балет», многих театров Бродвея (костюмы к популярным мюзиклам «Поцелуй меня, Кейт», «Моя прекрасная леди», «Наш город», «Отпуск ньюйоркца», «Американский пейзаж», «Время кукушки», «Кошка на раскаленной крыше» и др.). По эскизам Алины Бернстайн создала костюмы для многих звезд кино.
В 1965 оставила театр и переехала в Рим, к вышедшей замуж за итальянца дочери Жизель Марциале – художнице и переводчице. Художником был и сын Жизель – Алессандро Марциале (1954–1990). В поздний период жизни занялась станковой живописью. В 1966 ее персональная выставка прошла в римской галерее «Панорас».
Автор книги «История Вани для Алессандро, Николая и Анжелики», которую написала для трех своих внуков на основе автобиографических воспоминаний, интервью и семейных историй (в том числе о брате Иване, сражавшемся в Добровольческой армии) (New York: Viking Press, 1963).
Библиография: |
Выставка картин Елены Понс // Новое русское слово. 1966. 23 авг. Бахчанян А. Елена Понс – скульптор одежды // Еркрамас. 2013. 18 февраля |
Библиотека сайта: |
|
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.01.2014 |