КЮФФЕРЛЕ Пьетро (Петр Осипович, Петр Иосифович)
Küfferle, Pietro Angelo Zeno
1 июля 1871 (Верона, Италия) – 20 августа 1942 (Понтедере, Тоскана, Италия).
Сын австрийского офицера Йозефа Киферле, который женившись на итальянке из Вероны, вышел в отставку и стал башмачником. Окончил веронскую Академию изящных искусств, где его руководителем был скульптор Грациозо Спацци. В 1889–1897 работал в Праге в мраморном и гранитном заведении Дж. Чиани. В 1891 получил Золотую медаль за скульптуру на Международной выставке в Праге. В 1891–1892 исполнил по выигранному конкурсу большой горельеф (24 фигуры) для фасада Училища имени принца Витторио-Эммануила в Вероне. В 1894 был приглашен в Венецию архитектором Камилло Бойто для работ в алтаре собора св. Антония в Падуе, затем принимал участие в реставрационных работах в Венеции.
В 1899 был приглашен в С.-Петербург в мастерскую братьев Бота, где работал последующие 8 лет, фактически создав собственную школу художественной обработки мрамора. В 1903 исполнил по заказу Императорского Пажеского корпуса бюсты всех императоров от Петра Великого до Николая II, а в 1904 был приглашен в Пажеский корпус в качестве преподавателя по лепке.
Женился на литовке Анне Больдайтис. В 1902 родился сын Ринальдо, позднее ставший известным русско-итальянским литератором и переводчиком. В 1904 был официально зарегистрирован в муниципалитете Вероны как «эмигрировавший в Россию».
После 1907 работал в С.-Петербурге как независимый скульптор. Имел много заказчиков как портретист и исполнитель надгробий. Среди известных работ: «Толстой и Христос» (Музей Л. Н. Толстого в Москве), бюст А. В. Суворова (1901; Музей А. В. Суворова в Кобрино), бюст А. С. Пушкина (1899; Всероссийский музей А. С. Пушкина в С.-Петербурге), надгробие А. А. Вершининой – монументальная фигура Христа – на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге, два бюста Александра II в С.-Петербурге (1911, 1914; не сохр.), портреты художников Л. Ф. Лагорио и П. К. Венига, архитектора и педагога Е. А. Сабанеева, писателя И. И. Ясинского и др., скульптура «Перед представлением», изображающая мальчика-циркача (1907; Ивановский областной художественный музей), другие небольшие жанровые скульптуры и статуэтки. В 1909 создал скульптурную группу – памятник русским морякам-спасателям в Мессине, за которую был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени (памятник, изготовленный по скульптурной модели, был установлен в Мессине в июне 2012). Создал монументальные фигуры орлов у пьедестала памятника Александру III в Москве работы А. М. Опекушина (1912; не сохр.).
Участвовал во многих выставках в С.-Петербурге и Москве, в том числе в выставках Санкт-Петербургского общества художников и Первого дамского художественного кружка. Российская пресса представляла его как «русского скульптора».
В октябре 1917 бежал с семьей из Петрограда через Скандинавию в Италию и обосновался в тосканском городке Понтедера, где ему оказали покровительство меценаты графы Аццони (Azzoni). В 1920-е переехал в Лоди, под Миланом, ради университетского образования сына Ринальдо. В Милане установил связи с русскими художниками-эмигрантами (в первую очередь, с четой Зуевых). Продолжал традиции как русской классической скульптуры (статуи Евангелистов для кафедрального собора в Понтедере, конец 1920-х), так и разработанный им веристский стиль. В последнем ключе выдержана работа «Большевицкая ирония», выставленная на групповой выставке в Ливорно в 1921: ленивый «большевик» в псевдорабочей одежде призывает «Производите больше!». Некоторые скульптурные наработки, сделанные в России, нашли новое применение. Так «Памятник павшим итальянским солдатам» в Понтедере (не сохр.) композиционно близок скульптурной группе «Да здравствует Савойя!», исполненной в Петербурге в 1915, после вступления Италии в Первую мировую войну на стороне России, а крылья аллегорической фигуры Славы в составе памятника повторяют великолепные крылья орлов у памятника Александру III в Москве. Изготовлял на продажу мраморные копии русских скульптур – известен его «Анахорет», копия «Мефистофеля» М. Антокольского (Понтедера, собр. Пьеро Фассоры, внука скульптора). Свои произведения часто подписывал изобретенным в начале 1920-х псевдонимом Vastok.
Похоронен на городском кладбище в Пантедере; на могиле установлена его скульптура «Христос, сходящий с горы Фавор» (повторение надгробия Вершининой на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге.
Психологический портрет скульптора и его товарищей по беженству запечатлен в романе его сына Ринальдо Кюфферле «Ex Russi» («Бывшие русские», 1935). Свои произведения часто подписывал изобретенным в начале 1920-х псевдонимом Vastok.
Библиография: |
П. И. Кюфферле // Россия в ее прошлом и настоящем. М., [1915]. Кюффереле Р. Персоны и персонажи. Очерки о русской эмиграции / Публ., пер. и коммент. М. Талалая // Диаспора. Новые материалы. № 9. Париж; СПб., 2007. С. 430–451. Карпова Е. В. Пьетро Кюфферле, итальянский скульптор в Петербурге // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. Х. СПб., 2012. С. 132–153. Mario Lupi. Pietro Kufferle scultore dello Zar. Pontedera, 2012. |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Е. В. Карповой за ценные уточнения. |
Дата ввода: |
25.05.2012 |