ФРАНКЕТТИ (урожд. Тренина) Лидия Александровна
Franketti (née Trenina) L.
21 ноября 1899 (Москва) – 1980 (Рим). Скульптор, живописец, художник по фарфору, сценограф.
Дочь инженера, переведенного из Москвы на службу в Нижний Новгород. В 1919 стала там инициатором создания Художественно-технических мастерских, расположившихся на верхнем этаже здания Художественного музея (дом Рукавишниковых). В качестве руководителя мастерских по распоряжению отдела ИЗО Наркомпроса был назначен приехавший из Москвы художник и педагог Владимир Феликсович Франкетти (1887–1969), который вскоре стал ее мужем.
Около 1921 переехала в Москву. Училась во ВХУТЕИНе (в 1928 была отчислена как «социально чуждый элемент», но затем восстановлена; в 1931 получила диплом). Работала художником-оформителем, экспериментировала в области живописи и скульптуры, вдохновляясь идеями авангарда. Была знакома с В. В. Маяковским и другими деятелями «левого» художественного движения. В 1931 в Москве участвовала в Выставке отчетных работ молодых художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства.
В 1932 эмигрировала с мужем, что, вероятно, стало возможным благодаря его итальянским корням. Первое время жила в Париже, где изучала скульптуру под руководством Ш. Деспио. Участвовала в Осеннем салоне (1933) и салоне Тюильри (1933, 1934). Вошла в круг итальянских художников, проживающих во французской столице. В 1933 получила премию Фашистского профсоюза изящных искусств на 1-й Выставке итальянских художников в Париже.
В 1934 переехала в Италию и поселилась в Риме, где вместе с мужем открыла частную художественную школу на вилле Strohl-Fern. В 1934 получила Золотую медаль конкурса на бюст королевы (хранится в здании муниципалитета Неаполя). С этого времени участвовала во всех выставках Фашистского Профсоюза изящных искусств, показывая скульптурные головы, бюсты, аллегорические и жанровые фигуры, а также живописные произведения. В 1936 на Венецианской бьеннале экспонировался ее «Портрет госпожи Марии Гуйда», в 1939 на четырехгодичной выставке в Риме был показан ее автопортрет в бронзе. В 1937 получила Золотую медаль за скульптуру, показанную в Итальянском павильоне Международной выставки в Париже.
Исполнила портреты художников Джузеппе Кашаро и Карло Сократе, органиста Фернандо Джермани, пианиста падре Карло Зеччи, маркизы Наварра-Вигджани и др. Исполнил большой цикл римских пейзажей на фарфоре по заказу генерала Франко Наварра-Вигджани.
Эпизодически обращалась к сценографии, сотрудничала в постановке спектакля «Живой труп» по Льву Толстому в режиссуре Татьяны Павловой (концертный зал «Одион» в Милане, 1941), оформляла сцены для музыкальных праздников. В 1940–1950 была профессором Римской Академии изящных искусств.
Библиография: |
* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Д. 2647. Богородский Ф. С. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма / Сост. С. В. Разумовская. Л., 1987 (указ.). Розенталь Л. В. К истории Нижегородского художественного музея // Нижегородский музей. № 15. Piccolo L., Sulpasso B. Trenina Franketti // Russi in Italia. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
06.07.2012 |