КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА. Варшава, Польша
Cerkiew św. Jana Klimaka
Предместье Воля, где расположено единственное русское кладбище Варшавы, — тихая окраина польской столицы, застроенная зданиями 1960-х годов. Вольское предместье только в 1916 вошло в городскую черту, но история его начинается в XIV веке.
Воля — это западные «ворота» Варшавы. Считается, что близ села Варшавская Воля происходили выборы (элекция) польских Королей. В 1794 здесь шли бои между правительственными войсками и местными повстанцами. Через Вольскую заставу вступил в город Наполеон. В 1831 здешний редут вновь стал местом боевых действий, когда в праздник иконы Владимирской Божией Матери Варшава была взята русскими войсками генерал-фельдмаршала кн. И. Ф. Паскевича-Эриванского, назначенного наместником Царства Польского.
В память о победе наместник предложил переделать костел св. Лаврентия на Вольских укреплениях (построен в 1755 по проекту немецкого архитектора И.-Ф. Кнобля) в православную Владимирскую церковь. Проект перестройки составил К. А. Тон. Но вскоре замысел был изменен. Храм «в виде памятника» должен был сохранить первоначальный фасад, но внутри напоминать о «павших при штурме Варшавских укреплений воинах». Новый проект Паскевич поручил известному варшавскому зодчему А. Идзьковскому.
8 марта 1838 проект перестройки, сочиненный, вероятно, петербургским архитектором Ф. И. Руска, был Высочайше утвержден, а через три с половиной года, 2 ноября 1841, храм был освящен архиепископом Варшавским Антонием (Рафальским). Интерьер отличался оригинальной отделкой. Паникадило было украшено воинскими эмблемами — пушками, саблями, копьями, секирами; подсвечниками служили «зажженные гранаты». На стенах висели бронзовые доски с историей взятия русскими Варшавы, перечнем воинских частей и фамилий павших воинов.
В 1834 было решено создать близ укреплений православное кладбище. Первым был погребен варшавский военный губернатор генерал Н. П. Панкратьев (1788–1836). В 1838 кладбище было передано в духовное ведомство, а его официальное открытие совпало с освящением церкви.
В 1901, при долголетнем настоятеле прот. Иоанне Корженевском, храм был отремонтирован под смотрением арх. В. Н. Покровского и 14 октября того же года заново освящен. Однако церковь продолжала оставаться неудобной — в ней было холодно и сыро, она не отличалась внешней красотой, к тому же ее алтарь был обращен на запад. Необходим был новый храм.
Поводом для его посторойки стал печальный случай — преждевременная кончина художника И. И. Экземплярского, сына архиепископа Варшавского и Привислинского Иеронима, последовавшая в августе 1902 в Пятигорске. Архиепископ задумал посвятить памяти сына новый храм в Варшаве. Он выбрал и приобрел участок площадью в один гектар, к востоку от старого кладбища.
28 июня 1903 состоялась закладка нового храма. В его основание была, после заупокойной литургии, положена серебряная доска «на вечное поминовение души усопшего раба Божия Иоанна». Проект здания на 200 человек с усыпальницей в нижнем этаже и крытой галереей составил в ростовском стиле XV–XVI веков епархиальный архитектор В. Н. Покровский. Он наблюдал за строительством, которое вел подрядчик Поплавский. Стоимость постройки составила около 40 тыс. руб.
Небольшой храм, облицованный светлым кирпичом увенчан куполом покрытым медью. «Церковь издалека видна приближающимся к кладбищу и своим высоко возносящимся крестом как бы примиряет и умиротворяет скорбь провожающих своих покойников», — говорится в старом описании. В архитектуре храма использованы элементы русского стиля: кокошники в основании барабана, фигурные наличники, увенчанное щипцом крыльцо на массивных колонках, килевидные закомары, завершающие каждый фасад. В отделке широко использован светлый песчаник. Освящение храма Владыкой Иеронимом состоялось 15 октября 1905 и сопровождалось перенесением тела И. И. Экземплярского из временной усыпальницы в крипту.
Главный одноярусный иконостас вырезан из темного дерева в «московско-ярославском» стиле и богато украшен художественной резьбой. В иконах, написанных известным киевским художником А. А. Мурашко, ощущается влияние васнецовских работ во Владимирском соборе в Киеве. По сторонам от храмовых икон помещены изображения прор. Илии и блаж. Иеронима Стридонского, небесных покровителей Владыки Иеронима в миру и в монашестве.
Архиепископ Иероним скончался в конце 1905, всего на месяц пережив освящение церкви. После отпевания его гроб поставили под престолом нижней церкви. Это был первый православный архиерей, умерший и погребенный в Варшаве. Мраморная гробница его сына сейчас находится в юго-восточной части храма.
Через год была готова нижняя церковь свв. Илии и Иеронима, и 16 ноября 1906 ее освятил епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) в сослужении ректора Холмской семинарии архим. Дионисия (Валединского), позднее митрополита Варшавского. Освящение было приурочено к годовщине кончины архипастыря. Позднее в нижнем храме был погребен убитый 8 февраля 1923 митрополит Варшавский Георгий (Ярошевич). Его надгробием служит центральный мраморный аналой. Иконостас в этой церкви сделал Владимир Иннокентьев.
В 1912 в кладбищенском приходе имелись три каменных храма, работала церковно-приходская школа и восемь школ Министерства народного просвещения, благотворительное братство и богадельня.
События Первой мировой войны и последующих лет трагически отразились на судьбе прихода. После эвакуации в августе 1915 русских из Варшавы службы прекратились, и кладбище несколько лет подвергалось разграблению. В 1919 католики отняли Владимирскую церковь со всем ее имуществом; православному приходу оставили лишь три маленькие иконы. В 1919–1923 церковь была перестроена по проекту Оскара Сосновского и вновь превратилась в костел св. Лаврентия.
Церковь св. Иоанна оказалась одним из двух уцелевших в столице православных храмов. Власти не только ограничили работу прихода, но и неоднократно пытались снести кладбище, разбив на его месте парк Свободы. Этот план был осуществлен лишь частично. В 1932 магистрат разрешил эксгумацию останков православных, погребенных около бывшей Владимирской церкви. Из двух с половиной сотен перенесли только 50 захоронений известных русских деятелей, в том числе президента Варшавы С. И. Старынкевича (1820–1892), внесшего значительный вклад в благоустройство города, военного историка А. К. Пузыревского (1845–1904), директора варшавских театров С. Муханова (1833–1897), профессора местного университета А. Л. Блока (1852–1909) — отца поэта, писателя П. К. Щебальского (последние две могилы утрачены). Остававшиеся близ церкви могилы позднее были уничтожены при «нивелировании местности».
В 1930-е на Вольском кладбище появилось много могил русских эмигрантов. До наших дней сохранились могилы литераторов М. П. Арцыбашева и Д. В. Философова, географа и директора Русской гимназии И. Голубовского, богослова Г. Клингера, физика и математика Д. Соколова, инженеров В. Орловского и Н. Жибуртовича, балерины А. Забойкиной. Привлекает внимание большая надгробная часовня кн. Мещерских, возведенная в 1930-е в неорусском стиле. На кладбище можно встретить надгробия работы польских скульпторов А. Прушынского, Б. Сыревича, Г. Жыдка, С. Гунделаха, архитекторов Б. Цинзерлинга, С. Ноаковского. За алтарем церкви похоронены видные представители духовенства Польской Православной Церкви, в их числе митрополиты Варшавские: Дионисий, Тимофей, Стефан, Василий.
Справа у входа на кладбище — могила ста детей Вольского православного приюта св. Иоанна, убитых гитлеровцами 5 августа 1944, во время варшавского восстания, когда погибли также настоятель храма архим. Феофан (Протасевич) и прот. Антоний Калишевич с семьей. На Воле можно увидеть также мемориальную доску с именами убиенных во Вторую мировую войну мирян и священнослужителей.
Сейчас кладбище занимает площадь около 18 гектаров. В его северо-западную часть в 1965–1966 перенесли несколько надгробий староверов с упраздненного старообрядческого кладбища на Праге (Каменке). Есть отдельные участки украинских солдат и офицеров, грузин и армян, цыган, а также рабочих, погибших при возведении Дворца науки и культуры в Варшаве. Северный участок кладбища за оборонительным валом в 1970 был отдан католикам.
В 1965 кладбище объявлено историческим памятником и взято под охрану государства. Это единственный православный некрополь Варшавы, если не считать устроенного в 1912 военного кладбища, от которого остались лишь две русские могилы.
Настоятелем церкви св. Иоанна с 1973 служит прот. Анатолий Шидловский. При нем в 1977–1978 произведены ремонт и расширение нижнего храма и хоров верхней церкви. В 1983 к востоку от кладбища построен новый приходской дом (арх. Ю. Амброзевич) с канцелярией и залом для собраний. В 1973–1980 верхний храм был расписан фресками и украшен витражами по проекту проф. Адама Сталены-Добжанского; росписи — в нижнем исполнил известный художник проф. Ежи Новосельский из Кракова. В память Тысячелетия Крещения Руси была возведена новая колокольня по проекту М. и В. Сандовичей.
На сегодня церковь и некрополь на Воле — это памятники векового русского присутствия в Варшаве и место молитвы православных русских, белорусов, украинцев и поляков.
Адрес: ul. Wolska 138/140
Библиография: |
* РГИА. Ф. 468. Оп. 2. Д. 625. Л. 59; Ф. 477. Оп. 13. Д. 1343; Ф. 797. Оп.82 (3 отд. 5 ст.). Д. 420. Л. 2об–3; Ф. 799. Оп. 33. Д. 61. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1901. № 44. С. 534–535; 1903. С. 339–340; 1905. № 42. С. 506–507; 1906. № 22. С. 181–182. Надписи на медных досках, пристроенных к стенам Варшавско-Вольской кладбищенской церкви, о военных действиях под Варшавой в 1831 г. Варшава, 1905. Памяти Высокопреосвященного Иеронима, архиепископа Варшавского и Привислинского. Варшава, 1906. Глембоцкий В., Муравский К. Варшава. Варшава, 1987. С. 147–148. Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 152–153. Ленчевский Н. Церковь св. Иоанна Лествичника. Варшава, 2000. Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. Paszkiewicz P. Pod berłem Romanowow. Warszawa, 1991. S. 69–73, 111–112. Paszkiewicz P., Sandowicz M. Cmentarz prawoslawny w Warszawie. Warszawa, 1992. |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
06.12.2013 |