ЦЕРКОВЬ СВТ. ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО И СВ. ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Бад-Наугейм, Германия

Russische Kirche des hl. Innokentios und von Irkutsk des hl. Seraphim von Sarov

Церковь свт. Иннокентия Иркутского и св. прп. Серафима Саровского. Бад-Наугейм, Германия.

Хотя известность Бад-Наугейма, расположенного у лесистых гор Таунуса, как бальнеологического курорта, исцелявшего своими горячими соляными источниками разные виды ревматизма и болезни сердца, начинается с середины XIX века, русским он полюбился только в самом его конце.

Перед началом Первой мировой войны на курорт из России прибыло 4214 человек (20 % общего числа гостей) — две трети из них были православными. Эти гости принадлежали в основном к аристократическим или богатым буржуазным кругам. Трижды (1897, 1903, 1909) бывал здесь молодой Александр Блок, первые два раза, сопровождая мать, в третий — возвращаясь из поездки в Италию. Поэт посвятил Бад-Наугейму цикл стихов «Через 12 лет». В 1912 по следам Блока в нем побывала Е. Ю. Кузьмина-Караваева, будущая мать Мария (Скобцова). Лечился на курорте также философ В. В. Розанов с женой, художник И. И. Левитан.

Некоторые гостиницы в городе носили русские названия: «Санкт-Петербург», «Вилла Романов» и «Вилла Александра»; на русском языке печатали свои объявления местные газеты. Русских часто можно было встретить в курпарке, где находились главнейшие источники и ванные заведения, и в курзале, в котором постоянно устраивались театрально-концертные вечера. Климат курорта считался «умеренным и здоровым». В соседнем замке Фридберг провели свое детство вел. кнн. Елизавета Феодоровна и ее сестра — Императрица Александра Феодоровна.

Первый взнос на устройство православной церкви сделала фрейлина Мария Федоровна Головина, отдыхавшая в Бад-Наугейме. Летом 1901 в городе был устроен русский благотворительный вечер, половина сборов от которого предназначалась на постройку церкви. Через год, под председательством прот. Иоанна Альбова из Петербурга, состоялось собрание, постановившее открыть подписку и просить казначея берлинского Свято-Владимирского братства прот. Алексия Мальцева «взять строительство под свое покровительство». В это время русские отдыхающие молились в зале местной школы.

27 июля 1903 Мальцев привез от архиепископа Иркутского и Верхнеленского Тихона (Троицкого-Донебина) икону свт. Иннокентия Иркутского, написанную учителем рисования И. П. Рудченко и освященную на мощах в Иркутске (она находится сейчас в киоте). Состоялось собрание, на котором был выбран строительный комитет. В него вошли прот. Иоанн Альбов, проф. Г. И. Георгиевский, кн. Е. А. Ливен, фрейлина М. Ф. Головина. На церковь 5 тыс. марок завещал инженер Титов, пять колоколов (их перелили в Первую мировую) пожертвовал А. Г. Елисеев.

Однако из-за наступившей революционной смуты число приезжих из России резко сократилось, и строительный комитет, собравший 18 тыс. марок, решил для богослужений временно нанять старейший в Бад-Наугейме храм, украшенный большой трехэтажной башней. Он был выстроен в стиле барокко в 1732–1733 по повелению графа Рейнгарда III фон Ганау (его имя носит узкая улица) местным архитектором Христианом Германом. Долгие годы здесь размещалась лютеранская кирха. Затем с 1868 в ней служили католики, а с 1905 она стояла пустой.

11 июля 1905, в Ольгин день, прот. Алексей Мальцев отслужил в кирхе, вмещавшей около 100 человек, первую литургию. Ее арендовали у городского магистрата на сезон за 200 марок. Священные сосуды и облачения община получила из закрытой церкви свмц. Анастасии в Шверине; походный иконостас — из Готы, где им десять лет пользовалась вел. кн. Мария Александровна.

Так как средства на постройку храма собирались очень медленно, Свято-Владимирское братство в 1907 купило за 30 тыс. марок арендуемое здание и 8 июля 1908 епископ Кронштадтский Владимир (Путята) совершил его освящение как православного храма, хотя участок для постройки русской церкви был уже приготовлен. Приспособлением кирхи занимался городской архитектор. На освящении присутствовал российский министр-резидент в Дармштадте и известный церковный деятель генерал Е. В. Богданович из Петербурга, «издания которого раздавались во время богослужения».

Из Сарова местное братство прислало золоченый одноярусный иконостас 1805 года, перед которым в церкви свв. Зосимы и Савватия молился сам прп. Серафим Саровский. По словам прот. Мальцева, «мы веруем, перенесено вместе с сею святынею, и его благословение на нас». На дьяконских дверях иконостаса вместо Архангельского изображены Мельхиседек и Аарон. После освящения церковь была приписана к посольскому храму в Берлине, и в ней служили лишь летом отдыхавшие на курорте батюшки. В 1913 им был заштатный священник Михаил Николаевич Харламов.

Осенью 1910 в замке Фридберг, у великого герцога Эрнста-Людвига, гостил Государь Николай II с семьей, так как Императрица Александра Феодоровна принимала на курорте лечебные ванны. Поскольку русская церковь в Бад-Наугейме была ближайшей, то царская семья 12 и 28 августа молилась в ней, о чем напоминает бронзовая табличка на стене. Императрица и ее сестра вел. кн. Елизавета Феодоровна приняли храм под свое покровительство. Вернувшись в Петербург, Александра Феодоровна прислала «пунцовую ризницу», а Государь — трехъярусное бронзовое паникадило с украшениями из финифти и крупную сумму денег.

В 1912 председатель Государственной думы М. В. Родзянко возбудил вопрос об учреждении при церкви постоянного причта, который был утвержден перед самым началом Первой мировой войны. Зимой настоятель должен был служить в русской церкви в Гамбурге.

Летом 1913 прихожане обратились к Императрице с просьбой взять под свое покровительство также постройку новой церкви, ибо «существующая ни внешним своим видом, ни внутренним, не вполне соответствует религиозным нуждам православного народа, да и… находится в квартале, населенном иноверцами-евреями». Строить новое здание собирались, опираясь на капитал (25 тыс. рублей), завещанный Матреной Яковлевной Жезловой из Ялты, однако разразившаяся война помешала осуществить этот замысел. Проект новой церкви, севернее кургауза, разработал акад. Л. Н. Бенуа, автор храмов в Бад-Гомбурге и Дармштадте.

Перед самой войной статс-секретарь Е. В. Танеев подарил храму образ св. Александра Невского (сохранился), М. П. Тюлева — образа свв. Марии Магдалины, Софии и Владимира. Имелись и другие пожертвования: генерал О. И. Вендорф поднес образа «Умиление» и «Прп. Серафим Саровский» в богатых ризах, генерал А. А. Горяинов — икону Спасителя, И. В. Грачев — облачения. Расписать зальное помещение не успели; позже в высоких готических окнах появились цветные стекла.

В Первую мировую войну в храм приходили молиться русские военнопленные из близлежащего лагеря Бутцбах. После революции для общины настали тяжелые времена, и она с трудом содержала храм. В годы Второй мировой войны он использовался под склад, и некоторые иконы пропали. С окончанием войны жизнь в приходе оживилась благодаря беженцам из России, но это продолжалось лишь четверть века, после чего снова наступил упадок. Настоятелем в послевоенные годы был о. Аркадий Сцепуро, а до начала 1960-х для американских православных солдат в церкви изредка служил капеллан. По-прежнему здание принадлежало Свято-Владимирскому братству; общины подчинялись РПЦЗ.

Стараниями старосты И. М. фон Шведер (урожд. бар. Медем) храм в 1972 был отремонтирован и 9 декабря заново освящен епископом Штутгартским Павлом, но в следующем году закрылся из-за сокращения числа верующих. Он стоял закрытым до 9 декабря 1995, когда богослужения возобновились — на первое из них пришло около 40 человек. Настоятельствовать в церкви был назначен прот. Димитрий Игнатьев из Франкфурта на Майне. В мае 1999 прошла первая за долгие годы архиерейская служба — служил Высокопросвященный Марк (Арндт). Ныне служат раз в месяц и только по-церковнославянски.

9 декабря 2000, в престольный праздник, было отмечено столетие общины с участием епископа Штутгартского Агапита. Весной 2001 соседняя со зданием пешеходная улица получила имя прот. Мальцева. Готовится реставрация исторического иконостаса, главного в храме украшения, который находится в плохом состоянии. Небольшая община только чудом сохраняется от своего окончательного исчезновения.

Адрес: Rheinhardstrasse, 12, D-61231 Bad Nauheim

Библиография:

* АВПРИ. Ф. 176. Оп. 827. Д. 360. Л. 193–195; РГИА. Ф. 1158. Оп. 1. Д. 257. Л. 4–6.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 228–229.

Известия по Санкт-Петербургской епархии, ж¬л., СПб. 1908. № 14–15. С. 52–53; № 18. С. 19–25.

Церковная правда. (Берлин). 1913. № 6. С. 179; 1914. № 7. С. 213.

Слово Церкви. 1972. № 2. С. 7.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1996. № 4. С. 16; 2002. № 1. С. 13.

Братский вестник. (Бад-Киссинген). 1998. № 2. С 1–3.

Russische Kirchen in deutschen Bдdern. Begleitschrift zur Ausstellung. Bad Homburg, 1990. S. 20–21.

Gebauser B. Die Reinhardskirche in Bad Nauheim (Faltblatt). Bad Nauheim, о. J. (2000).

Hessische Heimat. 1997. № 14. S. 53–55.

Сайты:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

27.11.2013