ЗАГРЕКОВ Николай Александрович
Sagrekow Nikolaus
7/19 мая 1897 (Саратов) – 13 июля 1992 (Берлин). Живописец, архитектор, педагог, общественный деятель.
Родился в семье юриста, дворянского происхождения. Учился в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище в классе Ф. М. Корнеева (1914–1918) и в Высших свободных государственных художественных мастерских (СВОМАС) у А. Е. Карева и профессора А. И. Савинова (1918–1921). В 1919 получил звание ученого рисовальщика, в этом же году женился на Гертруде Галлер, девушке из семьи поволжских немцев. Продолжил обучение в Москве во ВХУТЕМАС в мастерской П. П. Кончаловского и И. И. Машкова, здесь же получил основы архитектурного образования (1919–1921). В 1921 с целью продолжения учебы уехал в Германию и остался там до конца жизни. В Берлине учился в Профессиональном училище искусства и ремесла (Gewerbeschule für kunst und Handwerk) у профессора Гарольда Бенгена (Harold Bengen, 1922–1925), затем преподавал в этом же училище.
Конец 1920-х – начало 1930-х – период творческого расцвета художника. Постоянный участник художественных выставок в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене; экспонент выставок Прусской Академии художеств, Мюнхенского и Берлинского Сецессионов, Союза берлинских художников. Представитель художественного направления «новой вещественности». Наиболее значимые работы этого периода: «Портрет Ирины Рахманиновой» ( 1923), «Натюрморт» (1926) «Портрет жены художника» (1928), «Девушка с рейсшиной» (1929), «Двойной портрет» (1927), «Спортсменка» (1928), «Испанка» (1928), «Герта БСЦ нападает, с мячом Ханне» (1930) и другие.
В 1929 стал действительным членом Союза берлинских художников. В 1930 выставлял работу «Ритм труда» в ратуше Шарлоттенбурга и подарил эту картину мэру Берлина (во время войны произведение погибло).
В 1933 был уволен из училища без объяснения причин в связи с «чисткой кадров» по национальному признаку. В 1934–1944 преподавал в частной школе живописи в Зименштадте, возглавляемой художником Ёгеном Шпиро. После вынужденной эмиграции Шпиро из Германии в 1937 стал директором школы и руководил ею вплоть до 1944 года. С 1938 по 1944 входил в группу художников «Inselgruppe» (Островная группа), не имевших возможности во время нацистского режима вести свободную творческую жизнь. Членами группы были Карл Хофер, Макс Пехштейн, Эрнст Фриш, Вилли Экель и Альберт Клатт.
В 1930-е поддерживал связи с родиной, переписывался с семьей, друзьями и наставниками, оставшимися в России. В 1936 получил известие об аресте брата Бориса и смерти матери, после чего прекратил переписку со своими родными в СССР, испытывая страх за их жизнь.
С приходом в Берлин Советской армии в доме художника в районе Шпандау расположилась советская комендатура; он получил заказ на исполнение 12 портретов маршалов, в том числе Г. К. Жукова и К. К. Рокосовского. После разделения Берлина район Шпандау с его жителями отошел к западному сектору. В 1952 получил немецкое гражданство.
В 1944 вторично женился на Анне-Марии Хан, своей ученице, с которой расстался через два года. Третий брак в 1948 с Розой Дулер, продлился 35 лет. Ни в одном из браков детей не было.
С середины 1930-х начал заниматься архитектурной деятельностью. Наиболее известными сооружениями, сохранившимися поныне, стали собственный дом художника в Берлине в районе Шпандау (Berlin-Spandau, Seegefеlder Str., 216; 1930-е), а также Дом Союза берлинских художников на Лютцовплатц (Lützowplatz, 9; 1945–1949), почти разрушенный во времена Второй мировой войны. По его инициативе и под руководством Дом Союза был реконструирован и стал крупным культурным центром Берлина. С 1952 долгие годы был заместителем председателя Союза берлинских художников и его почетным членом.
Другой значительной архитектурно-градостроительной работой является генеральный план и застройка жилого квартала по ул. Глокентурмштрассе, 20-28 (Glockenturmstrasse, Berlin-Charlottenburg), реализованная в 1958–1964. Квартал состоит из 5 двухэтажных блокированных домов типа таунхаусов. Квартал полностью сохранился.
Нереализованными остались: проект вокзала Хеерштрассе (1939); 5 проектных вариантов собственной художественной школы в районе Glockenturmstrasse (1933, 1948, 1952, 1953, 1966); эскизы замка Шарлоттенбург (1952) и замка Беллевю в Берлине (1957); многосемейный дом на Лаутерштрассе (1954); производственные помещения на Глазовер штрассе (1959). Участвовал в архитектурном конкурсе на проект Немецкого музея в Мюнхене (1927); в разработке эскизов таунхаусов в Бильдхауэр – угол Шрифтзетцервег (1956, переработаны другим архитектором).
В 1960–1970-е – свободный художник, автор многочисленных портретов, пейзажей, натюрмортов. Создал целый ряд портретов выдающихся политических деятелей Германии, в числе которых Фридрих Эберт, Густав Штреземан, Вилли Брандт, Вальтер Шеель.
Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), обладатель высшей награды ФРГ – почетного креста за заслуги перед страной в области искусства (1979). Награжден золотой Евро-медалью за вклад в области искусства и охраны культуры (1980), лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» (1986).
В 1991 в Берлине прошла последняя прижизненная выставка. Похоронен на кладбище «In den Kisseln» в берлинском районе Шпандау. После смерти художника было создано Общество друзей Загрекова, а дом стал действующим домом-музеем художника, что для русского зарубежья является уникальным случаем.
Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Волгоградском музее изобразительных искусств, Берлинской галерее, Доме-музее Н. Загрекова в Берлине, частных коллекциях в Германии, России, Англии, Франции, Италии, Америки и других странах.
Посмертные персональные выставки: Берлин, 1997 (к 100-летию со дня рождения, 70 работ); «Николай Загреков. Возвращение в Россию», Гос. Третьяковская галерея, Москва; Гос. Русский музей, Санкт-Петербург, 2004 (100 работ ); Музей–квартира Николая Загрекова, Берлин, 2006 (50 работ), Дом Русского зарубежья, Москва (20 работ); «”Новая вещественность” Николая Загрекова и русские художники», Москва (21 работа); «Машков – Загреков: учитель и ученик», Волгорад, 2011 (43 работы).
Библиография: |
* РГАЛИ. Ф. 681 (ВХУТЕМАС). Оп. 1. Д. 887; Семейный архив О. Л. Медведко; Архив Дома-музея Н. Загрекова в Берлине. Николай Загреков. Возвращение в Россию. М., 2004. Медведко О. Л. Художник Николай Загреков. М., 2004. «Новая вещественность» Николая Загрекова и русские художники. М., 2007. Машков – Загреков. Учитель и ученик. Текст О. Малковой, О. Медведко. М., 2011. Sabine Albanis-Lange. Nikolaus Sagrekow – Leben und Werk. Berlin, 2011. Telegraf am Abend. Kunstzentrum am Lützowplatz. Ausstellungsräume erstehen neu. 8. 3. 1950. S. 3. Tagesspiegel. Albert Buesche. 50 Jahre Berliner Kunstleben. 20. 5. 1972. S. 5. Who’s Who in the Arts. Aufgenommen S 41. 1975. S. 274. Nikolaus Sagrekow. Kunstamt Berlin-Tiergarten. Die Ausstellung im «Haus am Lützowplatz» in den Ausstellungsräumen des Kunstamtes Berlin-Tiergarten ist vom 7 September bis 28. September 1980 dienstags bis von 11 bis 18 Uhr geöffnet. S. 6-7. Pfefferkorn R. Nicolaus Sagrekow.Von der Neuen Sachlichkeit der zwanziger Jahre bis zum expressionistischen Realismus der Gegenwart. Berlin-Tiergarten, Berlin, 1980. S. 5, 6, 7. Dizionario degli Artisti Europei Contemporanei. Accademia Italia della Arti e del Lavoro. 1982. Verein Berliner Künstler: Versuch einer Bestandsaufnahme von 1841 bis zur Gegenwart. Nicolaische Verlagsbuchhandlung. 1991. S. 123-124, 125. Maasberg U., Prinz R. Die Neuen Kommen! Junius, Hamburg, 2005. S. 25. |
Сайты: | |
Произведения: | |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
10.02.2012 |