ДАВЫДОВА (урожд. Гудим-Левкович) Наталья Михайловна
Davydova N.
20 сентября 1875 (Киевская губ.) – 28 марта 1933 (Париж). Живописец, коллекционер, организатор народного художественного промысла, устроитель выставок.
Художественное образование получила в Киеве. Вышла замуж за Дмитрия Львовича Давыдова (1870–1929) из черкасского городка Каменка, внука декабриста Василия Львовича Давыдова (1793–1855).
В 1900 основала мастерскую в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии (ныне Каменский р-н Черкасской обл.), в которой трудилось около 30 вышивальщиц. Впервые изделия мастерской были показаны в 1906 на 1-й Южно-русской выставке прикладного искусства и кустарных изделий в Киеве. В том же году стала одним из организаторов и председателем Киевского кустарного общества, которое ставило своей задачей «содействие развитию кустарной промышленности в губерниях: Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской, Полтавской и прилегающих к ним местностям, населенных малорусским племенем». В 1909 в Киеве прошла 2-я кустарная выставка, на которой изделия ее мастерской были отмечены серебряной медалью. В 1918 основала в Киеве мастерскую по изготовлению украинских игрушек.
Поддерживала дружеские отношения с польским композитором Каролем Шимановским (1882–1937), уроженцем Каменского района, который посвятил ей 2-ю фортепианную сонату (opus 21).
В ноябре 1915 вместе с А. А. Экстер устроила в московской галерее Лемерсье Выставку современного декоративного искусства Юга России, в декабре 1917 провела в Москве 2-ю Выставку современного декоративного искусства «Вербовка». К этому времени к разработке рисунков для вышивок были привлечены художники-авангардисты. С 1916 входила в круг К. С. Малевича; при ее содействии состоялось знакомство художника с Н. А. Бердяевым (ее кузеном по матери) и М. О. Гершензоном. Участвовала в основанном Малевичем Обществе художников «Супремус» и в последней выставке «Бубновый валет» (Москва, ноябрь–декабрь 1917). В 1918 участвовала в преобразовании Строгановского художественно-промышленного училища в Государственные свободные художественные мастерские в Москве, позже – в создании Музея художественной культуры в Петрограде. В 1919 две ее супрематические работы экспонировались в Москве на 10-й Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».
В 1919 переехала в Одессу. В 1920 вместе с сыном Кириллом была арестована ЧК; сын погиб в тюрьме. Впоследствии написала книгу «Полгода в заключении. Дневник 1920–1921» (Берлин, 1923).
В 1921, после освобождения эмигрировала во Францию. Работала вышивальщицей в доме моды «Коко Шанель» в Париже. Покончила жизнь самоубийством. Похоронена на русском кладбище в Ницце.
Примечание: в ряде источников автором книги «Полгода в заключении» указывается Наталья Львовна Давыдова, в замужестве Римская-Корсакова (1868–1956), находившаяся в дальнем родстве с художницей.
Библиография: |
Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820–1932. СПб., 1992 (указ.). Крусанов А. В. Русский авангард. Футуристическая революция 1917–1921. Кн. 1. М., 2003 (указ.). К. Малевич. Черный квадрат. СПб.: Азбука-Аттикус, 2012. Жадько В. Украинский некрополь в Ницце // Релiгiя в Украïне. Сочинения: Электронная библиотека RoyalLib.ru. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
09.11.2012 |