САХНОВСКИЙ Алексей Владимирович

Sakhnovsky А.

А. В. Сахновский.

12 ноября 1901 (Киев) – 1964 (Атланта, США). Художник промышленного дизайна, конструктор и предприниматель.

Из состоятельной аристократической семьи. Сын князя Владимира Сахновского (в годы Первой мировой войны – комендант станции Новый Порт, заведующий Петроградской портовой таможней и председатель комиссии по приемке автомобилей, поставляемых России союзниками; покончил с собой в 1917). Мать – дочь сахарного фабриканта-миллионера Н. И. Терещенко. В семье имелся автомобиль «Мерседес», что предопределило творческую судьбу будущего художника.

С 1919 сражался в Добровольческой армии на юге России, в январе 1920 с частями армии эмигрировал. Сначала обосновался в Париже, где жила тетка по матери, затем перебрался в Швейцарию. Учился в университете в Лозанне, потом в Школе искусств и ремесел в Брюсселе, которую не окончил из-за нехватки средств. Работал чертежником в бельгийской фирме «Van den Plas», производящей автомобильные кузова по индивидуальным заказам. Одновременно исполнял в фирме обязанности переводчика (свободно владел немецким, английским и французским языками). В конце 1924 был назначен художественным директором фирмы, а, кроме того, получил разрешение в свободное время самостоятельно испытывать на дорогах собранные фирмой автомобили. С этого времени был вхож в высшие круги брюссельского общества.

Разрабатывал кузова автомобилей экстра-класса для компаний «Металлуржик», «Империя» и «Минерва». На шасси последней фирмы, в частности, были установлены сконструированный им открытый кузов для индийского магараджи и фаэтон для бельгийского наследного принца. Сконструировал кузов на шасси английского «Роллз-Ройса» для Адриана Конан Дойля (сына писателя). До 1929 разработанные им кузова использовались также автомобильными фирмами «Панар-Левассор», «ФИАТ», «Эксцельсиор», «Испано-Сюиза», «Мерседес-Бенц», «Изотта Фраскини», «Бентли», «Вуазен», «Кадиллак», «Бьюик», «Греф унд Штифт», «Пух», «Статс» и «Паккард». К этому времени он стал звездой первой величины в сфере европейского автомобильного дизайна, бессменным победителем конкурса автомобильных кузовов «Гран-при Монте-Карло» (удостоенные этого приза кузова в 1926 и 1927 стояли на автомобилях «Минерва», в 1928 – на «Роллз-Ройсе», в 1929 – на «Паккарде»).

В 1920-е посылал резюме с фотографиями своих дизайнерских решений в нью-йоркский журнал «Autobody». В 1928 принял приглашение от фирмы «Hayes Body Co» в Грэнд Рэпидс (США) и занял пост ее художественного директора.

В 1930 обратился к автомобилям массового производства, проектировал кузова для американской фирмы «Marmon», затем – «Pirles». Явился первым в США стилистом компактных автомобилей, создав кузов для маленького автомобиля «American Austin», который позже был переименован в «Bantam» – прототип будущих автомобилей типа «джип». В 1930 вновь выиграл «Гран-при Монте-Карло» за представленный на выставке роскошный американский автомобиль «Cord», который был самым низким и широким из числа представленных моделей. Позже создавал кузова для автомобилей других фирм – «Aubern», «Packard», «Willis», «Continental», «Studebaker», «White». С ним консультировались фирмы «General Motors» и «Ford Motor Co». В 1933 сконструировал обтекаемый кузов для автомобиля фирмы «Nash».

В 1937 получил американское гражданство. В 1942 был мобилизован в чине майора ВВС в Американскую армию. Служил при американской военной миссии в Москве, демобилизовался после окончания войны полковником. В дальнейшем продолжал конструировать кузова для легковых автомобилей, а также грузовиков и автобусов, участвовал в дизайне самолетов и бытовой техники (разработал дизайн радиоприемника Emerson BD-197, в формах, напоминающих женский бюст). В числе его оригинальных проектов – дизайн первых спортивных машин с кузовом из стеклопластика, подтолкнувших шеф-дизайнера «General Motors» Харли Эрла к созданию автомобиля Chevrolet Corvette. Сотрудничал с журналами в качестве иллюстратора, в частности, выполнил в 1963 серию рисунков классических автомобилей для альманаха «Automobile Quarterly» – первого в мире специализированного журнала по автомобильной истории.

В 1946–1961 жил во Флориде, последние три года провел в Атланте.

Библиография:

* РЗФ.

Raymond B., Jones D. Sakhnovskii Aleksei // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 183.

География:
Составители:
Дата ввода:

16.04.2012