РЕФРЕЖЬЕ Антон

Refregier Anton L.

Антон Рефрежье

20 марта 1905 (Москва) – 10 октября 1979 (Москва). Живописец, график, художник-монументалист.

Детство и юность провел в России. В 1920 выехал с родителями в Париж, на родину отца. В том же году переехал с семьей в США. В 1921–1925 учился в Школе рисунка Род-Айленда (Rhode Island School of Design, Providence, Rhode Island). С 1925 жил в Нью-Йорке. Самостоятельную работу начал с проектирования и оформления интерьеров, создавая реплики в духе Франсуа Буше и Фрагонара. В 1927 совершенствовался у экспрессиониста Ханса Хоффмана в Мюнхене.

В 1930 дебютировал на выставке Союза независимых художников США, за которой последовали другие выставки. В конце 1920-х проникся социалистическими идеями и вступил в Нью-Йоркский клуб Джона Рида. Бесплатно преподавал в художественной школе при клубе, рисовал политические карикатуры для профсоюзных и коммунистических изданий. Проиллюстрировал брошюру, раскрывавшую правду о Томе Муни – профсоюзном деятеле, арестованном по ложному обвинению в убийстве. В 1931 его работы экспонировались на выставке Клуба Джона Рида в Москве (в ГМНЗИ). С 1937 сотрудничал в антифашистском журнале «Peppermill».

В 1934–1940 работал над стенными росписями по проектам правительственной организации Works Progress Administration в качестве руководителя отдела, наблюдателя и педагога. В 1935–1936 исполнил стенные росписи в Детском отделении больницы в районе Грин-Пойнт (Бруклин, Нью-Йорк). В 1938 был принят в Национальный союз монументалистов США. В 1940 провел персональную выставку в Галерее современного американского искусства в Нью-Йорке.

В 1940, победив в национальном конкурсе, приступил к исполнению эскизов 29 стенных панно на тему истории Калифорнии для фойе здания Rincon Center (бывший почтамт) в Сан-Франциско. Работы, прерванные войной, возобновились в 1946. Эта работа, которую художник считал для себя важнейшей, была выполнена в духе соцреализма и подверглась жесткой критике со стороны антикоммунистической прессы. Автору пришлось изменить некоторые эскизы и закрыть уже написанное панно, изображающее всеобщую забастовку 1934 года. Тем не менее, в 1952 на слушаньях в Конгрессе США решался вопрос о том, чтобы удалить всю работу за ее «коммунистический» тон. Фрески сохранились только благодаря заступничеству художественной общественности. Сразу после смерти художника эти росписи были включены в Национальный регистр исторических мест США (National Register of Historic Places).

Среди других монументальных работ художника – стенные росписи в помещении почты города Плэйн-Филд, шт. Нью-Джерси (1940–1942), в Диагностическом центре клиники Мэйо (Mayo) в Рочестере, шт. Миннесота (1954), в Медицинском центре университета штата Кентукки (1962), в больнице Gracia Square в Нью-Йорке (1968), керамическое панно для Департамента образования (Нью-Йорк, 1960), мозаика в помещении Психиатрической больницы города Нью-Йорк (1970). В 1953–1954 путешествовал по Мексике, изучая монументальные произведения местных художников.

Занимался станковой живописью – создавал в свободной фигуративной манере жанровые картины и портреты, обращался к теме любви, труда и материнства, а также к общественно-политическим сюжетам, выступая с осуждением капиталистического общества и милитаризма. Посвятил цикл живописных и графических работ Чилийской революции 1970–1973 годов, создал портреты Луиса Корвалана, Пабло Неруды, Виктора Хары. Написал картины-плакаты «Смерть хунте!», «Богатство недр – народу!» и др. Ранее, в 1968 подписал воззвание «Writers and Editors War Tax Protest», направленного против войны во Вьетнаме.

С 1952 – профессор в университете штата Арканзас, в 1962–1964 – профессор живописи в Бард-колледже (Bard College) в Нью-Йорке; с 1971 преподавал живопись в колледже графства Алстер, шт. Нью-Йорк. В 1976 стал членом Национальной академии дизайна.

Член Всемирного Совета Мира (1955). Неоднократно посещал СССР. В 1965 выпустил в Нью-Йорке книгу «Путешествие художника» – альбом рисунков, сделанных в поездках по СССР, Болгарии, ГДР и Румынии, дополненный собственными комментариями. В 1966 персональная выставка состоялась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве (в музее хранятся его картины «Наследник будущего», 1943 и «Друзья», 1966). В 1978 вновь приехал в Москву для работы над стенной росписью в медицинском центре, но вскоре умер.

Библиография:

Выставка американских художников «Джон Рид Клуб». Каталог. М., 1931.

Антон Рефрежье. Выставка произведений. Каталог / Предисл. А. Чегодаева. М., 1966.

Антон Рефрежье. Художник против фашизма. Цикл «Чили» [Альбом] / Вступит. Ст. и сост. О.Т. Иванов, В.С. Нестеров. М., 1981.

Антон Рефрежье – рожденный в Москве [Электронный ресурс] // Студия Егора Чернорукова. URL: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=613 (дата обращения: 01.01.2017).

Антон Рефрежье [Электронный ресурс] // Личности URL: https://persons-info.com/persons/REFREZHE_Anton#media (дата обращения: 01.01.2017).

Anton Refregier. Russian/American/ 1905–1979 [Электронный ресурс] // Rogallery. URL: http://www.rogallery.com/Refregier/Refregier-bio.htm (дата обращения: 01.01.2017).

Anton Refregier. [Электронный ресурс] // Аlchetron. URL: https://alchetron.com/Anton-Refregier-1342769-W (дата обращения: 01.01.2017).

Life of the People: Realist Prints and Drawings from the Ben and Beatrice Collection. 1912–1948 [Электронный ресурс] // Library of Congress. URL: http://www.loc.gov/exhibits/goldstein/goldcap.html (дата обращения: 01.01.2017).

Anton Refregier. Oral History Interview Conducted by Joseph Trovato for the Archives of American Art, 1964 [Электронный ресурс] // Smithsonian Archives of American Art. URL: https://www.aaa.si.edu/collections/oralhistories/transcripts/refreg64.htm (дата обращения: 01.01.2017).

География:
Составители:
Дата ввода:

26.01.2018