СТИЛЛМАН Арон (Ари)

Stillman Ary

Ари Стиллман

13 февраля 1891 (Греск, ныне Слуцкий район Минской обл., Беларусь) – январь 1967 (Хьюстон, шт. Техас, США). Живописец и график.

Рос без отца, который рано погиб в результате несчастного случая. В детстве проявил художественные способности. Учился в местном хедере, затем в начальной школе в Слуцке. По окончании школы в 1905 был принят в Художественное училище в Вильно, где проучился около двух лет. В годы учебы подрабатывал уроками грамоты и рисования. Готовился к переезду в С.-Петербург для поступления в ИАХ, но по уговорам старшего брата и братьев отца, ранее обосновавшихся в США, решил эмигрировать.

Весной 1907, получив от родных через агента билет на пароход в США, нелегально выехал из России в Германию, добрался до Бельгии и отбыл из Антверпена в Нью-Йорк. Позже обосновался у родственников в Су-Сити, шт. Айова, где работал в ювелирном магазине своего дяди, продолжая в свободное время заниматься искусством.

В 1919 переехал в Нью-Йорк и поступил в Национальную академию дизайна, где учился у Дж. Слоана. Зарабатывал на жизнь и учебу официантом, а также фотографируя отдыхающих в парках.

В 1921 приехал в Европу. Несколько месяцев провел в Германии. Побывал на литературном вечере В. В. Маяковского, приезжавшего в Берлин. В том же году обосновался в Париже, где прожил с перерывами 12 лет. Общался с художниками Монпарнаса, в том числе со многими своими соотечественниками.

Посещал занятия в академии Гранд Шомьер, совершенствовался у А. Лота. Писал городские пейзажи, ню и женские портреты в импрессионистской манере. Участвовал в Осеннем салоне (1928), Салоне Национального изящных искусств (1926, 1927, 1933) и салоне Тюильри (1930, 1933), провел персональную выставку в галерее P. Berthelot (1930). В эти годы неоднократно посещал Берлин, совершил путешествия по Италии, Испании и Северной Африке, побывал на Корсике, полгода провел в Палестине (1925), создав множество акварельных этюдов.

В 1933 вернулся в Нью-Йорк, где в течение нескольких лет продолжал разрабатывать импрессионистские идеи, запечатлевая образы города. Работал по проектам Администрации развития общественных работ (WPA.). Участвовал в групповых выставках. Устроил персональные выставки в галереях Erich-Newhouse (1935), A. H. Sayre (1936), Guild Art Gallery (1936, 1937), Babcock (1939), A. Seligmann (1942). В 1940–1941 провел шесть месяцев в Мексике, путешествуя по стране.

В 1942 женился на Фрэнсис Фрибург (Frances Fribourg Stillman, 1897–1998), виолончелистке, писательнице и сотруднице WPA. Поселился с женой в студии на Манхеттене, на 59-й улице, по соседству со студиями П. Модриана, Б. Марго и Т. Бренсона.

В конце 1940-х отошел от реалистической традиции и переключил внимание на абстрактные формы (по его словам, это было реакцией на Холокост). Занимался ксилографией и литографией, писал акварелью, гуашью. В его абстракциях сохранялись элементы сюрреализма и импрессионизма, образы доколумбовой мексиканской культуры, классической мифологии, литературы, истории.

В 1946 провел выставку в нью-йоркской галерее Macbeth, а в 1949–1954 регулярно устраивал свои выставки в галерее Bertha Schaefer. Входил в Федерацию современных живописцев и скульпторов (Federation of Modern Painters and Sculptors), некоторое время был ее секретарем и председателем выставочного комитета. В начале 1950-х входил также в Клуб 8-й улицы (8th Street Club), основанный В. де Кунингом и другими художниками абстрактного направления.

В середине 1950-х в результате сильного кровоизлияния ослеп на один глаз и почти прекратил творческую деятельность. В это время, в связи с городской реконструкцией потерял свою студию на Манхеттене. В 1955–1956 в последний раз посетил Париж. В 1957 переехал в Мексику, в Куэрнавака, где прожил пять лет, периодически возвращаясь в США – в Хьюстон, штат Техас, где жила его сестра и другие родственники.

Скончался от последствий инсульта. В 1972 посмертная выставка прошла в Музее изящных искусств на Гудзоне. Вскоре был основан фонд его имени, ставящий целью сохранение и репрезентацию его наследия.

Свободно владел русским, идишем, английским, французским, испанским и немецким языками. Его устные воспоминания были в 1969 по памяти записаны вдовой.

Библиография:

AI 1/380, 2/1207, 3/1318, 4/1144, 5/835, 6/1068, 7/109, 8/1197, 9/833, 20/878; Benezit 8/127; Vollmer 4/363; WW 3/318; 4/450.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.12.2013