НЕВЕЛЬСОН Луиза (урожд. Берлявская Лея Исааковна)

Nevelson L.

Луиза Невельсон

23 сентября 1899 (Переяслав, ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл.) – 17 апреля 1988 (Нью-Йорк). Скульптор, живописец, график.

Из провинциальной еврейской семьи Исаака и Мины Берлявских. Отец занимался торговлей пиломатериалов, в 1902 эмигрировал в США, в 1904 к нему присоединилась жена с детьми. Семья поселилась в Рокленде, штат Мэн, где отец наладил собственное дело – содержал склад пиломатериалов и торговал недвижимостью.

В 1920 вышла замуж за предпринимателя Чарльза Невельсона и переехала в Нью-Йорк. Изучала живопись и графику, училась искусству драмы в школе Ф. Кислера, занималась вокалом, поэзией, философией. В 1929–1930 училась в Лиге студентов-художников. В 1931 разъехалась с мужем (брак распался в 1941) и отправилась в Мюнхен, чтобы продолжить образование в Школе искусств у Ганса Хоффмана. В 1932 провела несколько месяцев в Париже и Италии. В 1932–1933 в качестве ассистента Диего Ривера работала над фресками в Школе новых рабочих в Нью-Йорке. Вскоре после этого решила сосредоточиться на скульптуре и начала изучать ваяние под руководством Хаима Гросса в художественной школе Образовательного альянса. С начала 1930-х принимала участие в групповых выставках. Зарабатывала на жизнь преподаванием искусства.

Создавала фигуры из камня, бронзы, терракоты, дерева в стиле кубизма и сюрреализма, экспериментировала с созданием скульптур из уже существующих, «найденных» предметов. В 1941–1946 провела серию персональных выставок в престижной нью-йоркской галерее Nierendorf. В 1944 впервые представила серию деревянных абстрактных композиций в технике ассамбляжа (пространственного коллажа), которая в последующее десятилетие стала ее «фирменным» стилем.

В 1950–1951 совершила поездки в Мексику и Гватемаллу. В творчестве 1950-х проявилось влияние древних индейских культур, тяготение к монументальности. Персональные выставки 1955–1958 в гал. Grand Central вывели скульптора в число лидеров современного американского искусства. В 1956 Музей американского искусства Уитни приобрел скульптуру «Черное величие», в 1957 Бруклинский музей купил «Первый персонаж», в 1958 Музей современного искусства купил «скульптурную стену» «Небесный собор», состоящую из 116 коробов, заполненных деревянными архитектурным фрагментами.

В 1964 исполнила две скульптуры «Посвящается шести миллионам I» и «Посвящается шести миллионам II» (в 1965 приобретена Музеем Израиля в Иерусалиме), как памятник жертвам Холокоста. В 1967 Музей Уитни организовал большую ретроспективная выставку ее произведений. С конца 1960-х создавала монументальные скульптуры для интерьеров и улицы, применяя алюминий, сталь и прозрачные материалы – стекло, оргстекло, плексиглас. В числе наиболее известных композиций: «Атмосфера и окружающая среда X» по заказу Принстонского университета (1969); «Белое пламя 6 миллионов» (1970) для синагоги Темпл Бет-Эль в Грейт-Нек, шт. Нью-Йорк; «Ночное присутствие IV» (1972), подаренная городу Нью-Йорку; «Прозрачный горизонт» (1975) по заказу Массачусетского технологического института в Бостоне; «Небесные врата» (1978), установленная во Всемирном торговом центре (погибла вместе со зданием 11 сентября 2001 г.). В 1975 декорировала капеллу лютеранской церкви Св. Петра в центральной части Манхэттена.

Участвовала во многих выставках в США. Ее работы были включены в выставку «Снова русские» в Париже (1975). Неоднократно удостаивалась престижных наград. Член Американской академии искусств и словесности (1979), почетный доктор Оксфордского (1966), Колумбийского (1977) и Бостонского (1978) университетов. Кавалер ордена Почетного легиона. В 1979 площадь в Нижнем Манхеттене, на которой установлено 7 ее скульптур, получила название Louise Nevelson Plaza.

Произведения находятся в коллекциях Музея современного искусства, Музея американского искусства Уитни, Музея Гуггенхайма (все – в Нью-Йорке), Национальной галереи искусств, Симпсоновского музея американского искусства, Музея Хиршхорн (все – в Вашингтоне), крупная коллекция собрана в Художественном музее Фарнворт в родном городе Рокленде, шт. Манн. В России работы Л. Невельсон впервые были показаны в 2008–2009 в рамках выставки «Американские художники из Российской империи» (ГРМ, ГТГ).

Библиография:

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 277.

Roberts, Coletee. Louise Nevelson. Paris, 1964.

Glimcher, Arnold. Louise Nevelson. New York: Praeger, 1972.

Wilson L. Louise Nevelson : Iconography and sources. New York: Garland Pub., 1981.

Cain, Michael. Louise Nevelson. New York: Chelsea House, 1989.

Lisle, Laurie. Louise Nevelson : a passionate life. New York: Summit Books, 1990.

Lipman, Jean. Nevelson's world. New York, 1983.

Bober, Natalie. Breaking tradition: the story of Louise Nevelson. New York: Atheneum, 1984.

Архивы:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.02.2012