ПАТЛАЖАН (Патладжан) Наум (Нума, Нухем-Бер) Григорьевич (Гершович)

Patlagean Naum (Numa)

Н. Патлажан за работой над портретом Шолома Алейхема

24 декабря 1888 / 6 января 1889 (Кишинев) – 1961 (Антиб, деп. Приморские Альпы, Фпанция). Скульптор.

Сын торговца цементом Герша-Вольфа Дувидовича Патлажана (1859–1933), потерявшего зрение в результате еврейского погрома в Кишиневе (октябрь 1905). В 1907 окончил Кишиневскую городскую рисовальную школу по классу ваяния (учился вместе с А. Плэмэдялэ). Представил в качестве дипломной работы бюст директора школы В.Ф. Окушко. Создавал иллюстрации для кишиневского детского издательства «Фар ундзере киндер» («Для наших детей»), которым руководил Нохем Штиф. Исполнил марку издательства. Входил в Бессарабское общество любителей искусств.

В начале 1910-х при поддержке еврейских меценатов совершенствовался сначала в Женеве, затем в Париже, где окончательно обосновался. Занимался скульптурой под руководством А. Майоля, испытал его влияние. В 1912 создал бюст Шолом-Алейхема, с которым познакомился в Женеве.

Участвовал в парижских салонах, а также в выставках в Кишиневе и Одессе. Работы воспроизводились в русских журналах и газетах. В 1920 провел персональную выставку в галерее на бульваре Монмартр, 83. В 1920–1921 выставлялся в Осеннем салоне. Участвовал в выставках русских художников в галерее Whitechapel в Лондоне (1921) и в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923). В 1924 исполнил скульптурное надгробие диалектолога аббата Ж.-П. Руссело на кладбище Пер-Лашез. В 1934 несколько месяцев провел в Северной Африке, изучая народное искусство.

Персональные выставки неоднократно проходили в Париже, а также в нью-йоркских галереях Bourgeois (1929) и Sterners (1929/1930; совместно с Георгом Колбе). На них экспонировались символические скульптуры и портреты из мрамора, гипса и бронзы: «Сомнение», «Еврейский интеллигент», «Интуиция», «Кошмар», «Добро пожаловать», «Секрет», «Пьеро», бюсты Шолом-Алейхема, А.Т. Керенского, П.Н. Милюкова, О. Уайльда, композиторов Г. Малера и Р. де Ковена. С началом Второй мировой войны уехал в США, к концу жизни вернулся во Францию.

Представлен в Художественном музее Вустера, шт. Массачусетс, США.

Жена (с 1919) – Ингрид Патлажан, урожд. Ардаль (Ardahl, 1890–1980), шведского происхождения, художник и скульптор, участвовала в совместных выставках с мужем.

Братья – художники Александр Патлажан, карикатурист, работавший во Франции, и Габриэль Спат.

Библиография:

* РЗФ; AI 1/1100–1101; Vollmer 3/552.

Пок. ХХ выставка ТЮРХ // Бессарабская жизнь. 1910. 17 февр.

Х. У Патладжана // Бессарабская жизнь. 1913. 20 июня.

П.К. У Н. Патладжана // Бессарабская жизнь. 1910. 17 февр.

Журнал журналов. 1915. № 32 (репр.).

Среди коллекционеров. 1923. № 5. С. 40–41.

Грабарь И.Э. Искусство русской эмиграции // Русский современник. 1924. Кн. 3. С. 244.

Чеза Л. Плоды с дерева дружбы: Очерки о молдавском искусстве. Кишинев, 1964. С. 55.

Minneapolis Institute of Arts. Bulletin. 1930. Vol. 19, Jan. 25. P. 18; July 7. P. 109–111.

The Jews of Kishinev (Chişinău, Moldova) / ed. by Yitzhak Koren. Tel Aviv, 1950. P. 198–204.

Соч.:

Воспоминания // Роднин К.Д., Окушко Р.В. Владимир Фульгентьевич Окушко – педагог и художник. Кишинев, 1963. С. 28–29.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

04.02.2012