МАСЮТИН Василий Николаевич

Masjutin W.

В. Н. Масютин

29 января / 10 февраля 1884 (Рига) – 25 ноября 1955 (Берлин). График, живописец, скульптор и писатель.

Сын полковника Николая Корнилиевича Масютина (1844–1917) и дочери настоятеля Рижского кафедрального собора Людмилы Князевой. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. В 1907 вышел в запас в звании подпоручика. В 1908 поступил на живописное отделение МУЖВЗ. В годы учебы занимался офортом под руководством С. В. Иванова. Окончил курс в марте 1914 со званием классного художника.

Ранние работы: цикл рисунков «Семь смертных грехов» (1907–1908), альбомы офортов «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910–1911), серия офортов, посвященная обитателям трущоб и притонов: «Кабачок», «Сумерки», «Старик и девочка», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль» (1913–1914). Участвовал в выставках «Венок» (СПб., 1908), МТХ (ежегодно в 1908–1916), СРХ (ежегодно в 1910–1918; член СРХ с 1914), в Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге (1914).

В сентябре 1914 был мобилизован и около двух лет провел на фронте. После демобилизации вернулся в Москву. В марте 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины. Вошел в Профессиональный союз художников-граверов (Сограв) и в Совет управления Румянцевским музеем. В 1918 стал профессором ГСХМ.

В 1917–1918 создал офорты, посвященные войне и революции («В Буковине», «Победители», «1917-й год», «Манифестация» и др.), и новую серию офортов «Семь смертных грехов». В 1919–1920 написал фантастические романы «Царевна Нефрет» и «Дни творения», сопроводил их ксилографиями. Исполнил иллюстрации к книгам «Дон Жуан» Э. Т. А. Гофмана и «Иван в раю» А. В. Луначарского, циклы гравюр «Вино, карты и женщины» и «В городе», ксилографический портрет А. С. Пушкина. Участвовал в 24-й выставке МТХ (1918), 4-й Государственной выставке картин (М., 1918/1919) и других выставках. В декабре 1920 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея.

В конце 1920, приняв латвийское гражданство, эмигрировал с женой и дочерью (М. В. Судлецкая-Масютина) в Ригу. В феврале-марте 1921 провел персональную выставку (офорты, рисунки, скульптура) в рижском салон «LTА». С 1921 жил в Берлине.

В 1921–1923 иллюстрировал немецкие издания русских авторов: «Бахчисарайский фонтан», «Золотой петушок», «Анчар», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Нос» Н. В. Гоголя, «Старец Зосима» Ф. М. Достоевского, «Упырь» А. К. Толстого, «Сборник рассказов» А. П. Чехова, «Двенадцать» А. А. Блока, «Петербургская повесть» Б. А. Пильняка, «Сказки обезьяннего царя Асыки» А. М. Ремизова. В 1923 переиздал серию офортов «Семь смертных грехов».

В 1922–1923 опубликовал в Берлине свои книги «Гравюра и литография» и «Томас Бьюик: художник-гравер. Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор», планировал выпустить серию популярных монографий о других выдающихся графиках. Выпустил на немецком языке роман «Два из одного» («Der Doppelmensch», München, 1925; переиздание на украинском языке: «Два з одного», Львов, 1936).

Участвовал в выставках русского искусства в Гааге (1924), Нью-Йорке (1924), Берлине (1929, 1930), Париже (галерея d’Alignan, 1931), Праге (1930), Градец Кралове и Брно (1931–1932), в ежегодных выставках Общества берлинских художников (Verein Berliner Kunstler). После отъезда за границу работы продолжали появляться на графических выставках в СССР, а в 1928 в Ленинграде в Обществе поощрения художеств состоялась персональная выставка.

В 1930–1940-е занимался прикладной графикой, исполнял обложки, торговые марки, этикетки, афиши, рекламные плакаты. Публиковал в журнале «Gebrauchsgraphic» офорты и статьи (о художниках А. И. Кравченко, Н. В. Пузыревском, А. Юнкерсе, о народном творчестве, о графике советских бумажных денег). Исполнил сюиту ксилографий «Басни Эзопа» (1938). Писал маслом портреты и натюрморты, исполнял скульптуру из дерева и глины. Оформил спектакль труппы М. А. Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских народных сказок (Париж, 1931). Стал членом почетного Комитета Общества друзей Чехова.

В июне 1945 был арестован в Берлине советскими властями по обвинению в украинско-националистической деятельности и провел 15 месяцев в лагере Хоэншонхаузен. После освобождения получил от советских властей заказ на сооружение памятника М. И. Глинке на Русском кладбище в Берлине и на скульптурное оформление нового здания Советского посольства. Создал четыре крупные фигуры для главного фасада, рельеф герба на фронтоне и фигуру женщины для летнего сада. Исполнил серию медалей на тему истории Украины, иллюстрации к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского, ксилографии Кёльнского и Страсбургского соборов.

Похоронен в Берлине на Грюневальдском кладбище.

В 2012 произведения, медные и офортные доски художника 1911–1920 годов, вывезенные им в эмиграцию и ныне вернувшиеся в Россию, демонстрировались на выставке в московской галерее «Галлеев».

Библиография:

* Булгаков; Пеленська; ХРЗ; AI 1/914, 2/792, 3/874, 4/747.

В. Н. Масютин. Семь смертных грехов. 23 офорта [Альбом]. М., 1918.

Офорты В. Н. Масютина. 1908–1918: Полный каталог всех офортов, составленный самим художником / Вступ. ст. Н. И. Романова: [Каталог]. М., 1920. 52 с. (библиогр.).

Ларионов А. Творчество В. Н. Масютина // Жизнь искусства. 1921. № 1. С. 11-12.

Голлербах Э. Среди московских художников // Жизнь искусства. 1921. 2–7 авг. С. 3.

М. С. Выставка художника В. Масютина // Новый путь (Рига). 1921. 16 февр. (№ 14). С. 6.

Варшавский Л. Р. Апофеоз трагедии // Экран. 1922. № 22. С. 8.

Сидоров А. А. Русская графика за годы революции. 1917–1922. М., 1923. С. 109 (указ.).

Среди коллекционеров. 1923. № 1/2. С. 32; 1924, № 9/12. С. 53.

Ларионов А. Последние работы Масютина // Гравюра и книга. 1924. № 1. С. 10-12.

Графическое искусство в СССР: 1917–Х–1927. Л., 1927. С. 93-94.

Голлербах Э. Ф. Графика В. Н. Масютина. Демонстрация новых произведений художника: Буклет. Л., 1928.

А.Р. Памяти В.Н. Масютина // Посев (Франкфурт-на-Майне). 1955. № 49 (500), 50 (501).

Павлов И. Жизнь русского гравера. М., 1963. С. 233-234.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Игорь Грабарь: Письма. 1917–1941 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1977. (Указ.).

Долинский М. З. Искусство и Александр Блок. М., 1985. С. 57, 58, 135, 136, 324.

Михаил Чехов. Литературное наследие / Под ред. М. О. Кнебель. Т. 2. М., 1986. С. 548 (указ.).

Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания / Сост. Л. Чага. Л., 1986. С. 492 (указ.).

Вернер К. Письма Михаила Чехова Василию Масютину: Первые годы в изгнании // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1992. М., 1993. С. 116-142.

Вернер К. Хроника разрушенных надежд: обмен гравюр между Москвой и Лондоном в 1925–1926 гг. // Там же. С. 292-311.

Шантыко Н. Линия судьбы // Пути и перепутья: Материалы и исследования по отечественному искусству 1920–1930-х гг. М., 1994.

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Судлецкая М. В. Василий Николаевич Масютин, мой отец и друг / Публ. О. Л. Лейкинда, Д. Я. Северюхина // Невский библиофил. Альманах. Вып. 3. СПб., 1998. С. 20-33.

Хромов О. Р., Фомин Д. В. В. Н. Масютин: Жизнь и творчество // Масютин В. Н. Грех: Серия офортов. Факсимильное издание с оригинала 1909 года. М., 2005.

Фомин Д. В. Берлинские письма В. Н. Масютина в московских архивах // Художественная культура Русского зарубежья 1917–1939. М., 2008. С. 45-57.

Василий Николаевич Масютин (1884–1955). Гравюра, рисунок, живопись / Текст И. Галеева и др. М.: Галлеев-Галерея, 2012.

The Studio. 1922. Vol. 83. N 346. P. 26-27.

Schalcher T. W. Masjutin // Gebrauchsgraphik. 1936. Bd 13, Nov. S. 42-49.

Schalcher T. The Wood-Engrawer W. Masjutin // Gebrauchsgraphik. 1939. Bd 16, Febr. S. 25-32.

Werner X. Wassili Masjutin in Riga, Moskau und Berlin. Sein Leben in Bildern und Dokumenten. Berlin: Verlag Arno Spitz, 1989.

Werner X. Wassili Masjutin: Ein russischer Künstler 1922–1955 in Berlin / Mit einem Geleitwort von Fritz Mierau. Berlin, 2001 (Berlin: Arenhövel, 2003).

Сочинения:

Гравюра и литография: Краткое руководство. М.– Берлин: Геликон, 1922.

Томас Бьюик: художник-гравер. Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор. Берлин: Нева, 1923.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

20.07.2011