ЦЕРКОВЬ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ВЛАДИМИРА. Марианске-Лазне, Чехия

Pravoslavný chrám sv. Vladimíra

Церковь св. равноап. вел. кн. Владимира. Марианске-Лазне, Чехия

Город Марианске-Лазне (Мариенбад) расположен в живописной лесной котловине, в 48 км от Карловых Вар, недалеко от границы с Германией. До начала XIX века здесь были непроходимые торфяные болота, принадлежавшие Тепельскому монастырю. Основателями города стали аббат местного монастыря Карл Рейтенбергер и монастырский врач Ян Йозеф Нер.

Главная заслуга в быстром развитии города принадлежит садовому архитектору Вацлаву Скальнику, который предложил осушить долину и только после этого строить курорт. «Мариенбад скорее многих других подобных мест в короткое время превратился из пустынного, неизвестного, безымянного местечка в превосходный парк, обстроенный прекрасными зданиями, и в летние месяцы блещущий совершенно столичной жизнью». На курорте отдыхали Ф. Лист, И. Штраус, М. Твен, Р. Вагнер, Г. Ибсен, Р. Киплинг и др.

С самого начала этот бальнеологический курорт с мягким климатом, расположенный на территории Австро-Венгрии, стал привлекать русских больных, страдавших болезнями печени. Наряду с немцами, они с середины XIX века составляли большинство приезжающих, которых насчитывалось до 20 тыс. человек в год. В конце того века это число выросло в два с лишним раза. В распоряжении больных были великолепный курзал, ванное заведение и чудный английский парк, где в ротонде находился один из главных железистых источников – Кройцбруннен.

Мариенбад связан с именами многих людей, известных в русской истории. В 1822 здесь познакомились кн. А. Я. Лобанов-Ростовский и И.-В. Гете, которого по просьбе князя зарисовал художник О. А. Кипренский. В разное время в Мариенбаде отдыхали и лечились: генерал гр. Н. Н. Муравьев-Амурский, композиторы А. Ф. Львов и А. Г. Рубинштейн, писатели Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, певец Ф. И. Шаляпин. В 1907 здесь состоялись переговоры английского короля Эдуарда VII с русским министром иностранных дел А. П. Извольским; стороны согласились о разделе сфер влияния в Азии и заложили основы будущего Тройственного союза.

Мысль о постройке в Мариенбаде православного храма появилась в 1825 среди русской знати, приезжавшей на лечение. К сожалению, пожертвования (25 000 руб.), собранные по инициативе кн. Голицына, были по неизвестной причине переданы на сооружение в городе католического костела. Однако развитие богемских курортов и постройка православных храмов св. Ольги в Франценсбаде (1889) и апп. Петра и Павла в Карлсбаде (1898) сделали возведение русского храма делом международного престижа Мариенбада и практической необходимостью для все возрастающего (до 2 тыс. в год) числа православных из России.

В городе уже в 1860, по инициативе прот. Владимира Ладинского из русской церкви в Веймаре, открылась православная часовня, которая с 1878 размещалась в «муниципальном доме». Несколько раз в году в ней служил причт из Веймара. В ноябре 1880 в часовне поставили походную Никольскую церковь, присланную вюртембергской Королевой Ольгой Николаевной. На ее содержание постоянный посетитель курорта, богач Н. А. Терещенко отпускал ежегодно по 200 гульденов. Утварь поступила из Петербурга как дар богатого пивовара И. М. Дурдина. Через два года походную церковь увезли в Ниццу, но о. Владимир достал новую, которую освятили 15 июля 1882; обычно ее разбирали по окончании сезона. Православные собирались в ней на молитву в наемном доме, в двух небольших комнатах.

В 1881 был создан комитет, который организовал сбор средств на постройку постоянного храма. Для него было подарено место, но, к несчастью, банк, где хранились собранные 15 тыс. гульденов, в 1890 обанкротился и деньги пропали. Это был тяжелый удар, однако новый комитет во главе с врачом И. Калинчуком, в который вошли местные врачи Шлезингер и Киш, а также энергичный прот. Николай Николаевич Писаревский из Веймара, не оставил своих усилий. Одновременно в Петербурге был образован церковно-строительный комитет под началом гр. И. И. Воронцова-Дашкова, который и руководил делом, так как комитет Калинчука в 1900 был распущен.

Крупные пожертвования на строительство храма внесли вел. кнн. Владимир Александрович, почетный председатель стройкомитета, и Михаил Николаевич с сыновьями, вел. кн. Вера Константиновна, сербский Король Александр, князь Болгарский Фердинанд, а также гр. И. И. Воронцов-Дашков, его супруга Елизавета Андреевна, т. с. Я. С. Поляков, д-р С. Н. Колачевский, гофмейстеры Н. Н. Копыткин и М. П. Ралли, камергер А. Н. Вульф, купец И. М. Дурдин и другие. Обсуждая в 1898 решение о постройке, прот. Писаревский указал, что в Мариенбаде «не достойно иметь молитвенный дом в частном здании, когда менее значительные исповедания имеют особые, прекрасные храмы», и что православный храм «необходим не только для религиозного утешения и назидания, но и как центр, объединяющий всех русских».

Комитет выбрал под строительство участок земли в 300 кв. саж. на Эгерской улице, на лесистом склоне холма Сухи Вршек, между отелем «Казино» и англиканской церковью. 30 июля 1899 был составлен договор о его приобретении у католического монастыря Тепла за 13,5 тыс. гульденов, а 27 ноября последовало разрешение Императора Николая II, одновременно пожертвовавшего 25 тыс. руб., на созидание церкви. Староста П. П. Рыковский выделил 10 тыс. руб.

С крестным ходом из домовой церкви храм был заложен 11 июля 1900 прот. Писаревским (присутствовало 5000 человек) и через два года – 25 июня 1902 – торжественно освящен прот. Алексием Мальцевым из Берлина при участии румынского архиепископа Иоанна и русского духовенства, в присутствии городского руководства, представителей дипломатического корпуса и общественности. Всех, отличившихся на постройке церкви, которая обошлась в 80 тыс. руб., наградили русскими орденами.

Проект здания в русско-византийском стиле разработал акад. Н. В. Султанов, ректор Института гражданских инженеров в Петербурге. Строительные чертежи исполнил Н. Н. Копыткин, помощник автора проекта, а работами руководил архитектор Густав Видерман, ранее строивший православные храмы в Франценсбаде и Карлсбаде. Ему помогал гражд. инж. Н. Ф. Прокопович, надзор осуществлял техник Иоганн Гейнц. Город отпустил на строительство 4000 гульденов. В начале работ пришлось несколько изменить проект из-за ошибок первого строительного комитета.

Бесстолпный храм, увенчанный золоченой главкой (сделана на заводе П. П. Чумакова в Москве), стоит на высоком подклете. Квадратный в плане, он с трех сторон окружен полукруглыми «романскими» апсидами с глухой аркадой. Щипцовые фронтоны декорированы арочными проемами. С запада двухмаршевая лестница ведет в обширный притвор с монументальным порталом. Над ним возвышается звонница-галерея, пять бронзовых колоколов для которой подарил гр. Воронцов-Дашков с супругой. Они были отлиты в Ярославле на заводе Оловянишникова, но конфискованы и переплавлены в годы Первой мировой войны. В 1973 были повешены новые.

Как писала пресса, новый храм «приятно вырисовывается на фоне темно-еловой рощи своим пестрым краснеющим корпусом», выделяясь среди окружающей застройки и обращая на себя внимание каждого посетителя курорта. Название церкви связано как с празднованием 900-летия Крещения Руси (св. Ольга была бабушкой крестителя Руси кн. Владимира) и идеей общеславянского единства, так и с весьма простым обстоятельством, – св. Владимир и св. Ольга празднуются летом, когда на воды съезжалось много русских.

Главным украшением церкви является уникальный по красоте и художественным достоинствам двухъярусный фарфоровый иконостас, выдержанный в стиле XVII века. Он был изготовлен на заводах М. С. Кузнецова в селе Конакове (недалеко от Твери) по эскизу художника Краснощекова скульптором Анненским, специалистами по эмали и фаянсу Иваном и Порфирием Панкратовыми, а также токарем Ивановым. Иконы на золоченых цинковых досках написал известный московский иконописец Пашков. Все детали этого шедевра церковного искусства – царские врата, колонки, главки, оклады икон – покрыты тончайшим узором. При изготовлении иконостаса не жалели золота, дорогой кобальтовой и ярко-пурпурной краски. Цвета и множество их оттенков зависели от последовательности обжигов – сохранившаяся свежесть красок свидетельствует о большом техническом мастерстве рабочих.

Иконостас экспонировался на Всемирной выставке в Париже (1900) и получил «Гран-при». Вскоре его купил за 20 тыс. руб. казачий полковник П. П. Рыковский (впоследствии долголетний староста церкви) и подарил строящемуся храму в память о своем успешном лечении в Карлсбаде. Церковную утварь пожертвовал придворный ювелир Иосиф Шпиц. Многие иконы, в том числе произведения XVII века, поднесли церкви русские гости курорта. Среди них следует отметить редкую минейную на весь год икону работы строгановской школы, а также старые иконы св. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца и икону Христа Спасителя в серебряном окладе.

Через две недели после освящения открылось попечительство под председательством графа И. И. Воронцова-Дашкова, имевшее целью поддерживать в церкви «должное благолепие». В начале ХХ века Мариенбад ежегодно посещало более 4000 отдыхающих и больных из России, поэтому во время курортного сезона в церкви регулярно служил священник, приезжавший с 1902 из Дрездена, а в 1906–1910 – из Веймара, к храмам которых она была последовательно приписана. Священник обучал детей отдыхающих Закону Божьему, русской грамоте и истории.

По словам прот. Писаревского, «люди, прибывшие искать здоровья, усердно посещают церковь... у этих посетителей глубого живы интересы духа и они, превозмогая физическую слабость и помехи, ставят духовные запросы выше своих телесных немощей».

С началом Первой мировой войны богослужения прекратились и по ее окончании проводились редко. Церковь подчинилась епископу Пражскому Сергию (Королеву) из Западноевропейской митрополии Вселенской Патриархии. Полковник Волотков, живший в Праге, взял на себя приходские заботы, а бывший бургомистр д-р Франц Надлер стал пожизненным старостой. В годы Второй мировой войны церковь приютила бежавших из России православных священнослужителей, среди которых был архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев), в 1948 умерший в Мюнхене при таинственных обстоятельствах. Они жили в помещении причта под церковью, где ныне находится зал собраний и библиотека.

После войны в округу с русской Волыни репатриировались несколько сот православных чехов-колонистов, которые образовали свой приход, до 1949 окормляемый о. Феодором Демьяновичем. Затем его место ненадолго занял вернувшийся из Бразилии прот. Димитрий Ткаченко. В 1950–1959 настоятелем служил серб о. Милютин Яковлевич, при котором в 1956 был произведен первый крупный ремонт храма и приобретен приходской дом. В 1959–2000 приходом руководил прот. Радивой Яковлевич, ныне епископ Оломуцкий и Брненский Симеон. При нем торжественно отмечалось 75-летие храма с участием митрополита Дорофея. Ныне причт возглавляет прот. Йозеф Гаузер.

Владимирский храм является памятником архитектуры и включен в охраняемую государством зону исторического центра города-курорта. В 1990-х в Мариенбаде увеличилось число русских жителей и отдыхающих, которые, как правило, посещают храм, хотя служат в нем на русском языке и по новоюлианскому календарю.

Адрес: ul. Ruská, 9, CZ-35 301 Mariské Lázně

Библиография:

* РГИА. Ф. 799. Оп. 25. Д. 778; Ф. 1574. Оп. 2. Д. 60. Л. 50; Ф. 468. Оп. 13. Д. 2644;

ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 91. Д. 20; оп. 92 р. д. В. Л. 320–322.

Иллюстрация. 1847. № 31. С. 105–108.

Майский Н. Путеводитель за границею. СПб., 1860. С. 280.

От Комитета по сооружению русского православного храма в г. Мариенбаде в Австрийской Богемии. Веймар, 1899.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1899. № 44. С. 1820–1822; 1902. № 27. С. 904–905; № 30. С. 1025.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 215–218; 1911. С. 141–146.

Флоровский А. В. Русские в Марианских Лазнях. Прага, 1947.

Журнал Московской Патриархии. 1978. № 11. С. 45–47.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 105.

Швандрлик Р. Православная церковь св. Владимира в г. Марианске-Лазне. [Б. м., 1990-е].

Heidler. Der Kurort Marienbad. Marienbad, 1895.

Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.03.2014