ЦЕРКОВЬ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГИ. Франтишковы-Лазне, Чехия.

Pravoslavný chrám sv. kněžny Olgy

Церковь св. блг. вел. кн. Ольги. Франтишковы-Лазне, Чехия.

Франтишковы-Лазне (Франценсбад) – небольшой (всего 5 тыс. жителей) курорт, расположенный на самом западе Чехии, в 5 км от пограничного города Хеб (Эгер). В 1792–1793 по инициативе доктора Б. В. Адлера на месте давно известных местным жителям холодных минеральных источников и целебных грязей началось строительство курорта, который получил название Франценсбад в честь австрийского Императора Франца I, побывавшего там в 1812 году. После Карлсбада и Мариенбада это был третий по значению богемский курорт, хотя и менее фешенебельный – «нет ни этикета, ни удовольствий большого света, но ведется образ жизни простой, но очень приятный».

Популярность нового курорта росла с каждым годом, и в 1865 Франценсбад получил статус города. Вскоре сюда была проведена железная дорога, и курорт приобрел европейскую известность, особенно среди аристократии. В нем начался строительный бум. В основу нового генерального плана была положена идея города-сада. Этот план успешно воплощался в жизнь, и за короткое время Франценсбад превратился в уютный городок, где курортный квартал со всех сторон окружен тенистыми парками с кургаузами и питьевыми павильонами.

Самое активное участие в строительстве курорта принимали русские. Около трети всех построек была возведена на русские золотые рубли. Например, банкир Зингер из Петербурга выстроил одно из самых импозантных зданий – «Кайзербад» (ныне Лазне IV).

В последней четверти XIX века русские составляли более четверти всех гостей курорта, которые в него приезжали подлечиваться после Карлсбада. Франценсбад посещали вел. кн. Анна Павловна, Император Александр II, вел. кн. Сергей Александрович с супругой. представители знатных дворянских родов. Для приезжих из России было очень важно, чтобы во время лечения они могли бывать на православном богослужении. Служить во Франценсбад приглашался из Праги прот. Александр Лебедев. Службы проходили летом, в арендуемой части колоннады Зальцквелле. Позже был снят зал в отеле «Гизела», где с 1881 разместилась походная церковь свт. Николая, привозимая из Мариенбада.

В 1870 возник комитет для строительства постоянно действующего храма. Инициатива принадлежала владельцу ванн Лойману и местным врачам-евреям: Бошану, Гамбургеру, Рауману и др., которые желали привлечь во Франценсбад больше больных из православных стран. Было опубликовано соответствующее воззвание к общественности на разных языках. В течение десяти лет комитет собрал 13,5 тыс. гульденов среди русских гостей; Поляков, например, пожертвовал тысячу рублей серебром.

К работе комитета, однако, не были допущены ни прот. Александр Лебедев из Праги, ни сменивший его в 1880 прот. Владимир Ладинский из Веймара, которые служили в походной церкви, ни даже бургомистр Китель. Так как сбор денег контролировали только члены комитета, то вскоре начались недоразумения. Один из членов комитета д-р Гамбургер, владелец богатой виллы «Виндзор», покончил жизнь самоубийством, и часть собранных средств пропала.

В 1879 комитет приобрел принадлежавший его председателю д-ру Бошану участок на Банхофштрассе с сильно увлажненной почвой, где к тому же находилась свалка нечистот. Лишь благодаря энергичным протестам прот. Лебедева этот участок был продан и в 1881 на Штефанштрасе, недалеко от вокзала, куплен другой, более удобный. Осенью того же года комитет без надлежащего чина провел «закладку» храма, не пригласив на нее прот. Ладинского, который осуществил ее, как положено 13 июля 1888, внутри уже наполовину готового здания. По совету обер-прокурора К. П. Победоносцева, отдыхавшего на курорте, закладку провели без огласки, чтобы не раздражать католиков.

Проект первого в Чехии православного храма разработал местный архитектор Густав Видерман, член комитета. Он изучал архитектуру в Праге и Мюнхене, и с 1873 работал в своем родном городе как инженер-строитель и архитектор. Позднее, в 1900–1910 Видерман был бургомистром Франценсбада. За свои заслуги зодчий был награжден русским орденом св. Анны трех степеней и сербским орденом св. Саввы. Еще до начала строительства город объявил новый храм и прилегающий участок своей собственностью. По этой причине городские власти помогали строительному комитету, закупая, например, дешевые стройматериалы.

Считается, что за образец Видерман взял церковь в Грачевке, усадьбе Рукавишниковых под Москвой, построенную в 1883–1885 архитектором А. Л. Обером. Квадратный в плане храм на 300 человек перекрыт куполом с главкой и имеет 30-метровую шатровую колокольню. Стены выложены из разноцветного кирпича, карнизы, колонки и наличники исполнены из светлого желтого песчаника. Рядом с храмом планировалось возведение церковного дома. Видерману удалось гармонично вписать весь комплекс в окружающую застройку, состоящую из вилл и особняков. По словам современника, «вся композиция храма, как в общем, так и в деталях, исполнена изящно и художественно в строго выдержанном стиле».

Многое для украшения новой церкви сделали благотворители из России: петербургская купчиха М. А. Лебедева подарила ризницу, московский купец И. Н. Коншин – серебряные сосуды и медное паникадило, осташковский купец Ф. К. Савин – запрестольный образ и четыре иконы в царские врата. Иконы над порталами были написаны по золотому фону на мраморе. В церкви был собран и установлен иконостас домового храма, привезенный из России. Храм освятил 25 июня 1889, в воскресенье, прот. Ладинский, назначенный его первым настоятелем. На освящении присутствовал К. П. Победоносцев и бургомистр города.

Через десять лет после постройки «иконостас потрескался и обветшал, с трудом можно было различить лики святых». Образа отреставрировал местный художник Карл Бремзе, который одновременно расписал стены и купол. Тогда же А. И. Гурьев из Екатеринослава подарил четыре иконы, написанные на цинковых досках.

Хотя церковь была выстроена на русские деньги, юридически ею владел вышеназванный комитет, что порой приводило к конфликтам с духовенством. В 1900 работа комитета по сбору пожертвований была прекращена по приказу австрийских властей, и храм, наконец, перешел к общине. Наличные средства были переведены на банковский счет с условием, что они будут использованы только на нужды церкви и причта. В это время на курорте лечилось до тысячи русских больных, 10 % общего числа.

В 1899 храм был отремонтирован, в 1901 его территория обнесена металлической оградой, в 1907 наконец-то построен церковный дом. До 1909 храм был приписан к церкви в Веймаре, а с 1911 – к церкви в Дрездене, откуда приезжали священники, которые вели службы поочередно и в Мариенбаде. На летний сезон 1914 из Петербурга прибыл о. Алексий Бургов, законоучитель Елизаветинского института.

С началом Первой мировой войны русские перестали ездить на богемские курорты, и службы в церкви прекратились. После образования Чехословацкой республики они проходили лишь эпизодически из-за малого числа верующих. Во время немецкой оккупации храм перешел под управление архиепископа Германского и Берлинского Серафима (Ляде) из РПЦЗ, однако сведений о возобновлении в нем богослужений нет. Более того, расквартированная в городе часть СС задумала превратить здание в склад, против чего решительно выступили бургомистр и архиепископ Серафим.

В 1945 в Западную Чехию, освобожденную американскими войсками, прибыли беженцы из СССР и Восточной Словакии, в числе которых были прот. Алексей Витлицкий и прот. Герман Жегалов. По их просьбе богослужения были возобновлены. Однако в стране начались чистки НКВД, и практически все русские эмигранты в стране попали в фильтрационные лагеря, из которых возвратились немногие. Настоятель прот. Герман Жегалов был тоже арестован и депортирован.

В 1947 в район Хеба репатриировались с Волыни несколько сот чехов, которые в большинстве своем были православными. Их стала окормлять восстановленная Чехословацкая Православная Церковь. 1 сентября 1949 настоятелем храма был назначен митрофорный прот. Ян Крживка, который состоит им и в настоящее время. С той поры идут регулярные богослужения на чешском и церковнославянском языках.

В послевоенные годы в храме было произведено четыре крупных ремонта. Так как от настенных росписей прошлого столетия сохранились лишь изображения четырех Евангелистов, то было решено заново расписать интерьер. С этой работой успешно справился чешский художник Милан Краус. За образцы изображений св. Вацлава (Вячеслава) и св. Людмилы были взяты витражи церкви свв. Петра и Павла в Карловых Варах. Алтарное изображение Спасителя воспроизвело фреску одного из соборов московского Кремля.

В настоящее время храм включен в зону исторического центра города, охраняется государством, как памятник истории, архитектуры и градостроительства.

Появились в городе и немногочисленные эмигранты из России, которые нерегулярно ходят на богослужения. На них преобладают православные чехи, что говорить об утрате своей прежней «русскости».

Адрес: ul. Kollárova, 8/165, CZ-35 101 Františkovy Lázně.

Библиография:

* РГИА. Ф. 796. Оп. 195 (6 отд. 1 ст.). Д. 1141; Ф. 1574. Оп. 2. Д. 60. Л. 51–52; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 70. Д. 5; Личный архив митрофорного прот. д-ра Яна Крживки.

Майский Н. Путеводитель за границей. СПб., 1860. С. 283.

Якубович П. Путеводитель по Европе. СПб., 1874. С. 618.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1899. № 26. С. 771; 1899. № 44. С. 1817–1820.

Мальцев А. П. Берлинский Братский временник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1911.С. 433–435.

Architektura Františkových Lázni v 19 stoleti. Katalog vystavy. Františkovy Lázně, 1989.

Macek S. Františkove Lázně: Historie mešta. Františkovy Lázně, 1993.

География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.03.2014