СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Люблин, Польша

Katedra Przemienienia Pańskiego

Собор Преображения Господня. Люблин, Польша.

Люблин – один из древнейших городов Польши. По преданию, он был основан еще до Рождества Христова. До конца XIV века Люблином владели то восточно-славянские, то польские правители. Древнейший православный храм свт. Николая Чудотворца был устроен в 986, близ Русской улицы. Замечательным памятником Православия являются сохранившиеся росписи в Троицкой часовне местного замка, которые выполнены в 1418 русским мастером Андреем.

В середине XV века, при Короле Казимире IV, православное богослужение распространилось до берегов Вислы. Даже в конце XVII века один из западных путешественников отмечал: «В Люблине и его окрестностях русская, или греческая религия самая распространенная».

Церковь Преображения Господня на Русской улице, сохранившей свое былое название, – самый старый православный храм в Люблине. Первые сведения о ней относятся к 1390 году. Деревянная церковь была выстроена в 1447 киевской княгиней Марией Иоанновной, но в 1587 сгорела. Удалось спасти только иконостас, позднее перенесенный в каменный храм, который был заложен в 1607 и освящен 5 марта 1633 известнейшим деятелем Православия, киевским митрополитом Петром Могилой, ныне местночтимым на Украине святым.

При этой церкви, для защиты православной веры, действовало братство св. Онуфрия, окормлявшее также греческих купцов. Оно было утверждено Антиохийским Патриархом в 1586, и через двадцать лет в него входили представители знатнейших юго-западных русских фамилий: князья Константин Острожский, Григорий Сангушко, Юрий Друцкий-Горский, Иоаким Корецкий, Павел Друцкий-Любецкий, Юрий Чарторыйский и Григорий Четвертинский.

С введением унии люблинский храм в 1695 был захвачен униатами. Лишь в 1785 греческие купцы получили разрешение построить на Зеленой ул. церковь Рождества Богородицы.

Местонахождение церкви «среди сплошной массы исключительно еврейского населения» отразилась в ее народном наименовании – церковь Преображения «что на Жидах». С возвращением в 1875 холмских униатов в Православие храм вновь стал православным, а вскоре была возрождена также деятельность Спасо-Преображенского братства. В 1875 в Люблинской губернии насчитывалось 13,5 тысяч православных. В 1897–1898 местной кафедрой управлял епископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх.

У небогатого прихода были свои жертвователи, в их числе Император Александр II, оплативший в 1881 капитальный ремонт. В 1907 Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ Иерусалимской Божией Матери с частицей Животворящего Древа Господня, освященный на Св. Гробе.

В начале XX церковь пришла в запустение: деревянные полы сгнили и провалились, стены покрылись мхом. По почину архиепископа Варшавского Иеронима здание в 1906 было оштукатурено и покрашено, иконостас заново позолочен, сделаны терракотовый пол и изразцовые печи. Следующий ремонт произведен в 1945–1947 годах. В 1992 завершилась реставрация иконостаса, происходящего, по преданию, из древней деревянной церкви.

На первый взгляд Преображенская церковь похожа на памятник крепостного зодчества Средних веков. В плане это – прямоугольник длиной 25 и шириной около 9 м, башня-колокольня имеет высоту более 18 м. Венчает здание купол с православным крестом. Фасады оформлены скупо, только главный имеет барочное завершение с крупными волютами. Интересной особенностью небольшого храма является то, что главный престол опирается на каменный столб, начинающийся в подвале.

Главной святыней храма являлась чудотворная Люблинская икона Божией Матери, празднование которой совершается на Покров. Образ был пожертвован кнн. Константином и Иваном Острожскими, знаменитыми ревнителями Православия на Волыни, у которых он был фамильной святыней. Считалось, что этой иконой равноапп. Кирилл и Мефодий благословили моравских славян. Старинная риза была заменена в 1906 новой, сделанной на средства служащих почтово-телеграфного округа. Образ, который прославился многими чудесами, почитали как православные, так и католики, заказывавшие перед ним молебны. В годы Первой мировой войны икона была увезена в Чудов монастырь в Москве и ныне в церкви находится ее список, происходящий – наряду со списком Почаевской иконы Божией Матери – из прежнего городского собора.

В настоящее время интересный по архитектуре Преображенский собор XVII века – единственный православный храм в Люблине, ибо Крестовоздвиженский собор (1873–1876) был снесен в 1925, а еще три церкви перестроены в костелы. Храм является кафедральным собором основанной в 1920 и восстановленной в 1989 Люблинской епархии. Правящий архиерей Авель (Поплавский) носит титул епископа Люблинского и Холмского. С 1992 в епархии действует Братство св. Афанасия Брестского. Приход насчитывает около тысячи человек, в основном украинцев. Его окормляет прот. Андрей Лось. К нему приписаны две часовни и два сельских прихода.

Адрес: ul. Ruska, 15, Łublin

Библиография:

* РГИА. Ф. 798. Оп. 180. Д. 1636; Ф. 799. Оп. 33. Д. 2319. Л. 8–13 об.

Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1900. № 43. С. 527–528; 1903. № 19.

Велецкий Н. На память о Люблинской Спасо-Преображенской церкви. Люблин, 1908.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

География:
Составители:
Дата ввода:

16.12.2013