МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Грабарка, Польша
Klasztor śww. Marty i Marii
Знакомый среднерусский пейзаж – холмы, сосновые леса. Ухоженные поля, простирающиеся, кажется, на много километров от иноческой обители, которая стоит в тихом перелеске и будто сошла с нестеровских полотен. Но вот и местное отличие – множество деревянных восьмиконечных крестов. Они со всех сторон окружают скромный храм и соседствуют с другими, стоящими среди сосен у невысоких монастырских зданий.
Несмотря на свою недолгую (чуть более полувека) историю, женский монастырь в Грабарке (близ г. Семятыче) – самый известный из православных монастырей в Польше. Место его основания издавна почиталось православными людьми, которые составляют большинство населения Белостокского края, прежде всего его юго-восточной части.
На древние русские земли между Бугом и Нарвой Православие пришло из Киева. Из местных православных центров наиболее известны Дрогичин, Мельник и Семятичи. Древний Мельник, в нескольких километрах от Грабарки, славился своей чудотворной иконой «Спаса Избавника» – «Преображения Господня», находившейся в Богородицкой церкви. Этот город с его двумя православными приходами был оплотом борьбы с унией. В конфликт с местным ксендзом пришлось вмешаться польскому Королю Сигизмунду III. Ныне в Мельнике сохранились Покровская церковь и церковь Рождества Богородицы, на месте которой, вероятно, и находился древний храм с иконой Спаса.
Предание гласит, что когда-то (при очередном нашествии татар) икона Спаса была из Мельника перенесена вглубь Мельницкой пущи, на гору Грабарку, где в Немировском лесу, вероятно, со времен еще кн. Ярослава Мудрого или кн. Романа Галицкого жили православные монахи. Не исключено, что освящение храма на Грабарке в честь Преображения связано с упомянутой иконой.
На праздник Преображения к этому храму, построенному в 1710, стекались в XIX веке несколько тысяч людей, многие из которых – не только православные, но и католики, – получали исцеление по своей вере (подобные случаи отмечают до сего дня). Близ храма непрерывно служили молебны, акафисты, панихиды. Правда, сам он пребывал в убожестве. Здание было покрыто соломой, пол заменяли лежни, в иконостасе находились всего четыре иконы. Престолом служил простой столик, накрытый белым полотенцем. В конце 1870-х храм напоминал руину. Среди католиков и ополяченных прихожан распространялось предсказание некоей блаженной Франтишки, что православная церковь должна провалиться под землю, а оттуда поднимется соборный костел.
Однако в 1884–1895 прихожане из Мельника возвели новую «клетскую» церковь, использовав перенесенный из города старинный Воскресенский храм. Служили в ней несколько раз в году, чаще всего панихиды, поскольку рядом расположено местное кладбище.
Перед Первой мировой войной православное женское монашество достигло на территории Привисленского края большого расцвета. Здесь действовали: знаменитый монастырь в Лесной (Лесне), в 50 км от Грабарки, основанный при непосредственном участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, обители в Вирове, Теолине, Турковицах, Красностоке, Дрогичине. Во время войны, однако, большинство сестер выехало в Россию, а после войны все обители были или разорены или обращены в католические.
По окончании Второй мировой войны число православных в новых границах Польши уменьшилось почти в 10 раз, ибо немалая их часть была переселена на запад страны. Монахини не имели пристанища – у православных остался только мужской монастырь в Яблечне.
Основательницей первого женского монастыря в послевоенной Польше стала София Владимировна Комстадиус (урожд. Неклюдова, 1872–1949). Она происходила из аристократической семьи, бывала в Царском Селе, знала детей последнего Государя. София вышла замуж за обрусевшего шведа, но вскоре овдовела. Закончив курсы сестер милосердия, она участвовала в Первой мировой, затем учительствовала во Львове и в Белоруссии. В 1928 вдова приняла монашество в Псково-Печерском монастыре с именем Мария. Место для новой общины она нашла на Грабарке, где 29 августа 1947 и был основан монастырь. Первоначально сестры поселились в сторожке, перестроенной под кельи (ныне это дом для паломников).
Матушка Мария вскоре скончалась, оставив светлую память о своей безграничной любви к Богу и людям. Ее преемницами стали: мон. Евфросиния (Евгения Михневич, 1949–1954), игумении Мария (Фекла Боровская) и Ангелина (Анна Зверидовская). При мон. Евфросинии началось строительство монастырской церкви и келий для сестер, которое было окончено в 1956 при помощи духовника – яблочинского игумена о. Евсевия (Измайлова). Небольшой храм, увенчанный главкой, освятил митрополит Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк) во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Тогда же на восточной части горы выстроили дом для причта.
В 1962 игуменией стала мон. Варвара (Гроссер), управлявшая обителью почти 24 года. Она была дочерью учителя гимназии в Кременце. При ней была устроена часовня вмц. Варвары (1978–1980), а главная церковь украшена известными польскими художниками А. Сталеной-Добжанским и проф. Е. Новосельским (Краков). В 1980–1984 в трапезной была создана Успенская церковь; в 1988 келейное здание надстроили этажом. С 1982 при монастыре действует небольшой приход.
В конце 1960-х на Грабарке подвизались 20 сестер – наибольшее число в истории обители. Среди них была мон. Илария (Булгакова), двоюродная сестра писателя М. А. Булгакова, ранее преподававшая музыку в Холме. В память о брате она в 1977 установила на прилегающем кладбище крест с его предсмертными словами «Боже, прости меня!». С 1986 настоятельницей стала мон. Людмила (Лидия Поляковская), жившая с 1957 в обители.
В ночь с 12 на 13 июня 1990 Преображенская церковь полностью сгорела. Огонь уничтожил дарохранительницу, запрестольный крест, образа Пресв. Троицы 1-й пол. XVIII века, расплавил колокола и подсвечники. Чудом уцелели Евангелие и две висевшие снаружи иконы – свт. Николая и Спасителя. Поджог, по неясной до сих пор причине, совершил уголовник Я. Собеский, приговоренный за это к 10 годам заключения.
При восстановлении храма решено было сохранить его первоначальный вид, изменив лишь конструкцию и увеличив высоту на метр. Работы начались вскоре после пожара по проекту краковских зодчих Я. Павлицкого и Кш. Р. Маруза. Деревянные стены церкви заменили каменными, перекрытие – железобетонным, кровлю сделали из медных листов, цоколь облицевали камнем. Наружные стены здания обшили досками. Резные работы, в том числе воссоздание иконостаса, исполнил В. Шум, иконы написали художники М. и В. Печенко, роспись произвел Я. Вишенко. Ныне храм полностью восстановлен и вновь освящен.
В 1995 настоятельница с двумя сестрами переехала в родные края, в Войнов на Мазурских озерах, чтобы основать новый монастырь. В обители осталось всего семь сестер. Нынешняя настоятельница, молодая мон. Ермиона (Екатерина Щур), выпускница регентского класса Петербургских Духовных школ. Ежедневно в обители совершается литургия, вечером – вечерня, повечерие и утреня. Ночью сестры собираются на полунощницу. Духовниками обители в середине 1990-х были опытный архим. Никон (Потапчук) и иером. Георгий (Пытель).
В 1980 возобновилась традиция паломничеств в монастырь, в частности, трехдневные молодежные встречи в мае на Святой горе, которые организует Братство православной молодежи. Шесть лет спустя, начались регулярные, в основном, пешие, паломничества из Белостока, а позднее – из других польских и белорусских православных приходов. Ежегодно на гору приходят от 40 до 60 тысяч человек, 90% из них – молодежь. Странники завершают паломничество, трижды обходя на коленях вокруг Преображенскую церквь.
Часть паломников несет обетные деревянные восьмиконечные кресты, которые они потом устанавливают на территории обители. Обычай воздвигать на Грабарке деревянные кресты восходит к началу XVIII века. В 1710 в соседнем городе Семятичи была эпидемия холеры. Один старый прихожанин сподобился видения, согласно которому выжившим надлежало, неся кресты, переселиться на Святую гору. Жители, участвовшие в крестном ходе и общей молитве на горе, получили исцеление и мор прекратился.
Старейший сохранившийся крест относится к 1808; общее число крестов сейчас превысило 10 000. Кресты имеют разный размер, часто прикреплены к деревьям и друг к другу. Наряду с крестами, поставленными в благодарение Господу о здравии или упокоении близких, имеется много «покаянных крестов», отчего Грабарку называют «горой покутников» (кающихся). Рассказывают, что во время оккупации немцы задумали вырубить деревья вокруг церкви и Святой горы, но сосны склонились к храму вместе с крестами.
После устройства в современной Польше новых обителей Грабарка перестала быть единственным центром православного женского монашества, но для паломников по-прежнему остается самым любимым монастырем.
Адрес: w. Grabarka, Siemiatycze
Библиография: |
Литовские епархиальные ведомости. 1866. С. 417–421; 1895. № 8. С. 73–74. Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. Paszkiewicz P. Grabarka. Warszawa, 1990. Radziukiewicz A., Dolecki M. Śwęta Góra Grabarka. Białystok. 1990 и 1995. Połska Sztuka Ludowa. Konteksty. 1991. № 2. S. 25–35. Ścieżkami Prawosławia. Białostocczyzna. Białystok. 1998. S. 127–129, 131. |
Сайты: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
09.12.2013 |