АРОНСОН Борис (Бер) Соломонович
Aronson B.
15 октября 1900 (на надгробии - 1899) (Нежин, Черниговская губ.) – 16 ноября 1980 (Нью-Йорк). Сценограф, живописец, график.
Сын Шломо Аронсона (1862–1935), главного раввина Киева, позже – Тель-Авива и Яффы. В 1912–1916 учился в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнева и в Рисовальной школе А. А. Мурашко. В 1917–1918 занимался в студии А. А. Экстер, которая увлекла его театром и дала первые уроки сценографии. С 1917 возглавлял художественный отдел Культур-Лиги, был одним из основателей Музея еврейского искусства в Киеве. Пропагандировал «еврейский стиль», сочетающий в себе принципы абстрактной живописи с приемами народного творчества. Опубликовал совместно с И.-Б. Рыбаком статью «Пути еврейской живописи». Участвовал в 1-й Еврейской художественной выставке, организованной Культур-Лигой (февраль–март 1920). Осенью 1921 переехал в Москву. Посещал занятия в классе И. И. Машкова во ВХУТЕМАСе. Оформлял спектакли Еврейского камерного театра; помогал Экстер в работе над спектаклем «Ромео и Джульетта» в Камерном театре А. Таирова.
В конце 1922 эмигрировал в Польшу, оттуда – в Берлин, где его отец был раввином общины выходцев из России. Учился у Г. Штрука. Входил в совет Дома искусств. Участвовал в 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen. Опубликовал книги «Марк Шагал» и «Современная еврейская графика». Исполнил ряд графических работ, в том числе обложку к книге Н. Никитина «Ночной пожар» (1924). Недолго жил в Париже, где создал костюмы Б. Агадати для хасидских танцев.
В ноябре 1923 выехал в США и окончательно поселился в Нью-Йорке. Начал работать для идишских театров: сначала в небольшом Unser Theatre в Бронксе (1924–1925), затем был главным художником Еврейского художественного театра Мориса Шварца (1925–1930). В ноябре 1923 выехал в США и окончательно поселился в Нью-Йорке. Начал работать для идишских театров: сначала в небольшом Unser Theatre в Бронксе (1924–1925), затем был главным художником Еврейского художественного театра Мориса Шварца (1925–1930). Иллюстрировал издания на идиш. Участвовал в издании альбома литографий, изображающих трудовые будни еврейских колоний в СССР: Album in Behalf of the Jewish colonization in Soviet Union. New York: ICOR, 1929.
В последующие годы сотрудничал с бродвейскими театрами и оформил около 100 драматических спектаклей, мюзиклов, балетов и опер. В первых театральных работах проявились увлечения кубофутуризмом и конструктивизмом. Позже использовал различные стили в зависимости от литературного материала. К середине 1950-х его имя было среди самых известных сценографов Бродвея. За достижения в области сценографии получил награды фондов Гуггенхейма (1950), Форда (1962), Джозефа Махарама (1965, 1967, 1970, 1971, 1972, 1976) и шесть раз престижную театральную премию Тони за лучшую сценографию (1951, 1967, 1969, 1971, 1972, 1976).
В числе его работ – спектакли «Деревенская девушка» К. Одетс (1951, Lyceum Theatre, премия Tony–1951), «Татуированная роза» Т. Уильямса (1951, Martin Beck Theatre, премия Tony–1951), «Дневник Анны Франк» Ф. Гудриха и А. Хэкетта (1955, Cort Theatre) и «Цена» А. Миллера (1968, Morosco Theatre), мюзиклы «До-ре-ми» Дж. Стайна (1960, St. James Theatre), «Скрипач на крыше» Дж. Бока (1964, Imperial Theatre), «Кабаре» Дж. Кандера (1966, Broadhurst Theatre, премия Tony–1967), «Зобра» Дж. Кандера (1968, Imperial Theatre, премия Tony–1969), мюзиклы Стивена Сондхайма – «Компания» (1970, Alvin Theatre, премия Tony–1971), «Безумства» (1971, Winter Garden Theatre, премия Tony–1972) и «Тихоокеанские увертюры» (1976, Winter Garden Theatre, премия Тони–1976), балеты «Снегурочка» на музыку А. К. Глазунова (1942, балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet Russe de Monte-Carlo, Метрополитен-Опера) и «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского (1944, балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet International, International Theatre), опера «Фиделио» Л. Бетховена (1970, Метрополитен-Опера), драма «Кориолан» для Шекспировского мемориального театра в Стратфорд-он-Эйвоне (1959). Последней работой в театре стали декорации к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке М. Барышникова для Театра американского балета (1976, Центр исполнительских искусств Джона Кеннеди, Вашингтон).
С 1950-х много занимался живописью, графикой, энкаустикой и парковой скульптурой. Выставлял абстрактные и сюрреалистические произведения, в частности, серию скульптур из меди и жести «Ночные образы» (1962, гал. Saidenberg). В 1959 исполнил резные, чеканные и керамические украшения для интерьеров Синайского храма в Вашингтоне и синагоги на Лонг-Айленде.
Провел персональные выставки в нью-йоркских галереях Anderson (1927), New Art Circle (1931), Guild (1935), Babcock (1938), Boyer (1938), B. Schaefer (1956), Saidenberg (1962), Storm King Art Center (1963), Wright–Hepburn–Webster (1968). Выставлялся в Музее современного искусства (1947), Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке и в Художественном музее Тель-Авива. Посмертные выставки состоялись в нью-йоркских галереях Vincent Astor (1981) и Kathonah (1989). Представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее города Нью-Йорка и Линкольновском центре. В 2010 в Тель-Авиве (гал. Минотавр) состоялась выставка «Борис Аронсон. Еврейский авангардный театр в Нью-Йорке 1923-1931», представившая эскизы для спектаклей идишских театров.
Похоронен на кладбище Оук Хилл (Owk Hill) в Найяке, шт. Нью-Йорк.
Жена Лиза Яловец (Liza Jalowetz), сценограф, работала его творческим ассистентом.
Библиография: |
* Бурлюк; КЕЭ 1 (Доп.)/79–80; ХРЗ; AI 1/88, 2/92, 3/97, 4/86, 6/76, 7/92, 10/65, 13/66, 18/45; Judaica 3/494; WWAA 1937/26, 1966/13, 1980/23. Казовский Г. И. Еврейское искусство в России. 1900–1948: Этапы истории // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 247–249. Громов Н.Н. Сценограф на Бродвее // Журнал любителей искусства. 1997. № 8-9. С. 116-121. Казовский Г. Борис Аронсон: «Организовать хаос современности» // Зеркало. 2010. № 35-36. Гамарник К. Борис Аронсон в еврейских театрах Нью-Йорка // Русские евреи в Америке. Торонто-СПб., 2016. С. 104–141. Glassgold C. A. Art in the Theatre: Boris Aronson // The Arts, 1928. Jan. George W. Boris Aronson et l’art du théâtre. Paris: Chroniques du jour, 1928. Aronson of Russia // Art Digest. 1931. Vol. 5, Jan. 15. P. 16. Allen C. Boris Aronson // Color and Rhyme, 1938. N 8. P. 2. Boris Aronson – from his Theatre Work: [Catalogue].Vincent Astor Gallery. New York, 1981. Rich F., Aronson L. He made the Stage Come Alive // The New York Times Magazine. 1987, Oct. 11. Rich F., Aronson L. The Theatre Art of Boris Aronson. New York, 1988. Mikotowicz T. Boris Aronson // Contemporary Designers. 2nd ed. / Ed. Colin Naylor. Chicago; London: St. James Press, 1990. P. 21–22. Comins-Richmond A. Nicolai Evreinov and Boris Aronson // Experiment / Эксперимент. 1995. P. 7–23. Сочинения: [Cовм. с И.-Б. Рыбаком]. Пути еврейской живописи // Ойфганг (Восход). 1919. С. 99–124 (идиш). Марк Шагал. Берлин: Петрополис, 1923 (на русск. яз.); 1924 (на нем. яз.). Современная еврейская графика. Берлин: Петрополис, 1924. Борис Аронсон о Натане Альтмане / Публикация Дж. Боулта // Евреи в культуре Русского Зарубежье / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 4. Иерусалим, 1995. С. 417-420. |
Библиотека сайта: |
|
Архивы: | |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
14.12.2011 |