СУДКОВСКИЙ Николай Михайлович

Sudcovsky Nicolai (Sudkovskij Nikolaj)

Н. М. Судковский

24 февраля / 8 марта 1898 (Санкт-Петербург) – 11 сентября 1987 (Комо, Италия). Живописец.

Сын художника Михаила Степановича Судковского (1872 – ок. 1940) и Каролины Бенедиктовны, урожд. Вайвод-Бельневич, племянник художника Александра Степановича Судковского (1874–?), троюродный внук известного мариниста Руфина Гавриловича Судковского (1850–1885). Окончил 8-ю мужскую гимназию и, согласно семейной традиции, готовил себя к карьере художника, но из-за начала мировой войны поступил в Павловское военное училище, а в 1916 в чине подпоручика и имея уже ранение на фронте – в Гатчинскую военную авиационную школу. Участник гражданской войны, последнее место военной службы – Первый авиавзвод Запасной Кубанской технической сотни Добровольческой армии.

В 1920 эмигрировал с остатками Добровольческой армии в Константинополь, откуда перебрался во Францию. В 1922 предпринял попытку связаться с советскими властями на предмет репатриации в качестве авиаинженера, в связи с чем выехал в Болгарию, Австрию, затем в Италию, но переговоры шли вяло, и в 1924 идея возвращения на родину была им оставлена.

Работал в Неаполе (1924–1941) и в Понте-Сан-Пьетро, близ Бергамо (1941–1945) в авиапромышленности, преимущественно на фирме Caproni, и, кроме прочего, конструировал малые модели аэропланов, иногда экспонируя их на промышленных выставках.

Женился на уроженке г. Комо Марте Kерубине Лючии, урожд. Банфи. С 1946 жил в Брунате, близ Комо, работал дизайнером в текстильной промышленности. В 1950– 1960-х преподавал русский язык в Комо – в Институте Дж. Кардуччи и в Швейцарской Коммерческой школе.

Живописью занимался с первых лет эмиграции. Писал виды Босфора, Балкан, затем Неаполя и его окрестностей. Большинство картин были посвящены преимущественно русской и украинской тематике и часто имеют ностальгический характер. В их числе (в переводе с итальянского) – «Встреча с царицей», «Смерть атамана», «Кремль. Татарская башня»; «Кремль. Общий вид»; «Под стенами Кремля», «Московская улица», «Тройка удалая», «Степь на закате», «Облако над степью», «Св. Исаакий - Петербург», «Озеро в Полесье», «Колонны на Неве», «Острова - Петербург», «Нева. Причал», «Египетский мост. Петербург», «Фонтанка», «Памятник Петру I - Петербург», «Cвирь», «Переправа через Дон», «Казак в лагере», «На Волге», «Русская деревня», «Украинская деревня», «Осень на Украине», «Роща в Карелии», «Изба с иконами», «Русская церквушка».

Первая персональная выставка художественных работ (масло, акварель) состоялась сразу после окончания Второй мировой войны в Бергамо (июнь 1945, гал. Permanente). Следующие выставки проходили в Комо (гал. Piccola Galleria d’Arte, 1946; экспозиционный зал «Corriere della Provincia», 1954) и в Болоньи (гал. La Pialla, 1975). Две посмертные выставки состоялись в Комо (гал. G. Solenghi, 1988) и г. Ольджате-Комаско, близ Комо (гал. Villa Camilla, 1993).

В 1950 картина «Дорогая татарская шкура» экспонировалась на XXV Венецианской Биеннале. В 1971 премирован как участник 1-го конкурса современной живописи в коммуне Брунате, близ Комо.

Библиография:

Sabina Livio. Il pittore russo Nikolaj Sudkovskij a Villa Camilla // Dialogo. Bimestrale delle Colline Comasche, n. 121, marzo – aprile 1992, anno XV. P. 33.

Произведения:
Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

03.09.2021