ЭРЕНБУРГ (урожд. Натенсон) Вера Михайловна, псевд. Равич, д’Aнгара
Erenburg (née Natenson) Vera, pseud. Ravitch, d’Angara
7 сентября 1886 (Елиcавеград, совр. Кропивницкий, Украина) – 14 сентября 1971 (Рим). Художница, актриса кино, литератор.
Родилась в семье Михаила Григорьевича Натенсона, крупного служащего на Забайкальской железной дороге, который вскоре поселился со своей большой семьей в Иркутске, где Вера окончила 1-ю гимназию. В конце 1906 уехала в Европу. Вероятно, в Швейцарии, познакомилась с Петром Яковлевичем Эфроном (братом мужа Марины Цветаевой) и стала его женой. В апреле 1909 у них в Париже родилась дочь Елизавета-Ирина, но в декабре 1909 ребенок умер. В 1912 супруги расстались. В 1913 стала женой художника и публициста Ильи Лазаревича Эренбурга (двоюродного брата писателя И.Г. Эренбурга), заметной фигурой русской литературно-художественной среды в Париже того периода, близкого так же к социал-демократической эмиграции. В 1914 вместе с мужем поехала в Швейцарию, где в Лозанне родился их единственный сын Георгий. Из-за начавшейся мировой войны вернуться в Париж было невозможно, поэтому Эренбурги жили в Лозанне на средства от художественной деятельности Ильи Лазаревича (режиссура, оформление спектаклей). На выставке польских и русских художников в Лозанне в октябре 1916 Вера Эренбург впервые выставила несколько портретов, взяв псевдоним В. Равич (по девичьей фамилии матери Эмилии Равич–Галимской), так как, вне сомнения, в выставке принимал участие ее муж Илья Эренбург. Сбор от выставки шел в помощь русским и сербским пленным в Австрии. После Февральской революции 1917 года И.Л. Эренбург уехал в Россию, и там в середине 1919 погиб, а Вера осталась одна в Швейцарии с ребенком. В 1919 в Швейцарии состоялась ее выставка акварелей с псевдонимом В. Равич, затем участвовала в коллективной выставке с такими художниками, как Барро, Александр Сингрия, Андре Жюльен Прина, Александр Бланше, Отто Вотье-младший.
В том же 1919 году познакомилась с итальянским дипломатом, интеллектуалом, лингвистом, журналистом Пьетро Сильвия Риветта (псевдоним Тодди), который искал женский типаж для своих кинематографических опытов. Переехав в Италию, в Рим, она стала близкой подругой Тодди (в Италии позднее считали, что они супруги, но Тодди не разводился со своей первой женой). В этот период появился ее постоянный и известный псевдоним d’Angara, т.е. Ангарская (по реке, на которой стоит Иркутск). Риветта привлекал ее сначала как актрису, а позднее как сценариста и соавтора своих фильмов (вместе они сняли не менее 10 фильмов). Создавала афиши совместных фильмов, оформила обложку журнала «Noi e il mondo» («Мы и мир»; февраль 1922), в последующих номерах появлялись ее рисунки. В 1929 Риветта стал главным редактором известного итальянского юмористического журнала «Il Travaso delle idee», где практически в каждом номере (вплоть до середины 1935) публиковались рисунки, шаржи, карикатуры, первоначально подписанные инициалами «V. d’A.», затем как «Vera d’Angara». В журнале существовал колонка «Новости из России», в подготовке которой наверняка участвовала Вера. В конце 1935 Риветта переключился на издательское дело. Будучи полиглотом и большим знатоком Японии и Китая, он выпустил несколько книг по этой тематике, которые иллюстрировала Вера. Он также основал Общество друзей Японии (Società degli amici del Giapponе) с журналом «Yamato», посвященным японской культуре, где Вера вела рубрику «Женские разговоры», иллюстрировала статьи (в августе 1943 журнал прекратил свое существование).
В последующие годы продолжала заниматься живописью, организацией выставок, журналистикой. В мае 1947 в римской Галерее старого искусства (Galleria Arte antica) приняла участие в выставке «Русские художники» (Artisti russi), где выставлялась вместе с Г.П. Мальцевым, В.Д. Фалилеевым, Е.Н. Рогаль-Качурой.
Состояла членом русской православной общины в Риме. Похоронена на некатолическом кладбище Тестаччо.
Ее рисунки экспонировались в 2013 в Кунео на выставке «Воображая женщину, изображая женщину» («La donna immaginata. L’immagine della donna»), посвященную итальянским художницам.
Трое внуков (потомки Ильи Лазаревича Эренбурга) живут в Италии и США. Ее родная сестра Екатерина Михайловна - жена русского дипломата Николая Эльтекова, известного художника-иллюстратора из шанхайской диаспоры.
Библиография: |
Martinelli V. Il cinema muto italiano: i film degli anni Venti // Bianco e nero. 1981. No 4–6. P. 39. Non solo dive: pioniere del cinema italiano / a cura di M. Dall’Asta. Bologna: Ed. Cineteca di Bologna, 2008. Фрезинский Б. Скрещение судеб или Два Эренбурга // Диаспора: Новые материалы. Вып. 1. СПб.-Париж: Atheneum, Феникс, 2001. С. 145–178. Буцкая А. Воспоминания // Меценат и мир. 2014. № 57–60. URL: http://www.mecenat-and-world.ru/57-60/buckaya.htm (дата обращения: 15.06.2021). Быстрова Т.А. Вера Равич в итальянской периодике 1920-1940-х годов // Актуальная Цветаева - 2014: 1914 год в жизни Марины Цветаевой: начало Борисоглебья. XVIII Международная научно-тематическая конференция, 8-10 октября 2014 года. Сборник докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2016. С. 277-284. Соч.: D’Angara V. Momotaro. Fiabe giapponesi come sono narrate ai bimbi del Giappone / trad. da P.S. Rivetta (Toddi) ed illustrate da V. D’Angara. Milano: U. Hoepli, 1940 (в соавт. с P.S. Rivetta). |
Произведения: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
15.06.2021 |