ТРАКАЛ Ладислав Иосифович
Trakal Ladislav
27 июня 1873 (г. Дебрж, близ Праги, Австро-Венгрия ‒ 1 июня 1951 (Прага). Живописец, график, педагог.
Родился в чешской католической семье; отец Иосиф Тракал был директором местной школы. Начальное образование получил в школе отца, затем учился в Императорской гимназии в Дебрже (1884‒1889) и в Императорской высшей реальной гимназии в Праге (1890‒1892). В 1896 окончил Художественно-промышленную школу (ныне Высшая школа прикладного искусства) в Праге со званием академического художника и профессора. Среди его преподавателей был выдающийся чешский художник Франтишек Женишек. Под руководством старшего брата Карела, профессора филологии Пражского университета, изучил русский язык.
В 1897 с женой Ольгой (род. 1878, урожд. Нингерова) и годовалым сыном Ладиславом переехал в Харьков, где начал исполнять заказы на декоративные росписи, писал портреты и пейзажи.
С 1898 преподавал в Художественно-ремесленной учебной мастерской декоративной живописи имени полковника М.О. Бородаевского, позже переименованной в Декоративно-рисовальную школу; с 1909 ‒ директор школы. Преподавание и развитие школы стало делом его жизни. В преподавательской деятельности исповедовал художественные принципы европейского модерна. Его ученики Василий Ермилов, Борис Косарев, Вацлав Фиала, Георгий Цапок стали впоследствии известными художниками-авангардистами. За большой вклад в художественное образование был удостоен награды от Императорской Академии художеств.
В собственном творчестве, отталкиваясь от различных модернистских течений пришел к индивидуальному символистко-декоративному стилю, получившему свое завершение в живописных портретах сына, серии пастелей, акварелей и темперы «Светотени жизни» и «Сказки» (1915‒1917). Работал маслом, темперой, пастелью, акварелью, углем, сангиной, использовал смешанную технику на основе акварели и пастели.
К наиболее крупным из известных декораторских работ художника в Харькове относятся росписи помещений (1900) и ресторана (1909) «Гранд Отеля Проспер» на Павловской площади и проект оформления домовой церкви в особняке редактора харьковской газеты «Южный край» А.А. Юзефовича. В 1904 написал картину в честь приезда в Харьков императора Николая II, изобразив его на коне. В 1908 создал и направил от Декоративно-рисовальной школы поздравительный адрес Льву Николаевичу Толстому к 80-летию. В 1911 представил на конкурс проект памятника Т.Г. Шевченко в Киеве.
Участвовал в выставках Кружка местных художников (1901‒1908), был одним из учредителей и идейным лидером Товарищества харьковских художников и его выставок (1905 – 1916). Представлял Товарищество на Всероссийском съезде русских художников в Санкт-Петербурге (27 декабря 1911 ‒ 5 января 1912).
Художник жил в Харькове в собственном доме, который он приобрел в 1903 рядом со школой (ныне ул. Свободы, 23). Часто путешествовал по России, бывал в Одессе, неоднократно ‒ в Крыму.
Сын художника Ладислав, прошедший к 1915 четырехлетний курс в музыкальном училище Харьковского отделения Императорского Русского музыкального общества по классу фортепьяно, планировал продолжить обучение в Московской консерватории, однако начало Первой мировой войны нарушило эти планы. В мае 1917 он женился на харьковчанке Марии Ворониной и вскоре вступил в Чехословацкий легион, в составе которого участвовал в боевых действиях против Германии и Австро-Венгрии..
После революции художник продолжал работать в Харькове. В 1919, уже при большевистской власти, участвовал в создании нового выставочного объединения «Союз искусств» и его первой выставке, а также Комитета изобразительных искусств, о задачах которого опубликовал статью в журнале «Пути творчества». Тем не менее, разрушение культурной жизни в Харькове вынудили его в сентябре 1921 уехать в Прагу вместе с женой. В 1922 году подал заявление в чехословацкое Министерство иностранных дел о репатриации из Харькова сына с семьей, воевавшего на стороне Белой армии, и своего художественного собрания. Большую часть работ удалось доставить в Прагу. В это же время, после окончательного установления в Харькове советской власти, страну покинули многие его ученики и коллеги ‒ Владимир Бобрицкий, Евгений Агафонов, Николай Перов, Николай Калмыков, Болеслав Цибис и др. За четверть века, проведенные художником в Харькове, российская культурная среда и сам город стали для него родными. Несмотря на возвращение на свою историческую родину, он чувствовал себя эмигрантом и до конца жизни оставался духовно связанным с большой русской диаспорой, осевшей в Чехословакии.
Поселившись в Праге, начал преподавать живопись и рисунок в Русском педагогическом университете Я.А. Коменского и открыл при нем художественную студию, в которой принимал заказы на декоративные росписи и портреты. Выполнял реставрационные работы для Чехословацкого военного научного института при Военном музее. Научный институт приобрел у него рисунки, изображающие революционные события. С 1924 преподавал рисование в Чешском государственном реальном училище на Смихове. Создавал эскизы декораций для местного театра в модном в те годы стиле арт-деко, выполнял заказы по изготовлению печатей, клише и стереотипий.
В период с 1922 по 1930-е занимался иллюстрированием книг и учебников. Вместе с эмигрантом, историком литературы Альфредом Бемом, создал первое (1924) и второе (1926) издание чешского учебника по русскому языку с многочисленными иллюстрациями русской жизни.
В 1927 вместе с коллегами по Русскому педагогическому университету участвовал в съезде русских ученых в Белграде. Состоял и был избран (1929) председателем районного отделения «Круга друзей», объединения чехословацких легионеров (в составе российской и французской армий), сражавшихся в Первой мировой войне за независимость Чехословакии от Австро-Венгрии, к числу которых относился его сын. В 1930‒1933 вместе с семьей посещал Советский Союз, отдыхая в Крыму.
В 1939-1945 в период немецкой оккупации оставался в Праге. В 1943, вернувшись с фронта, от туберкулеза умер сын Ладислав. После смерти сына творческая деятельность художника практически остановилась. Умер в один день с женой, оба похоронены на Ольшанском кладбище в Праге в одной могиле с сыном.
Благодаря усилиям харьковского исследователя и коллекционера Якова Скульского творческое наследие художника было систематизировано и представлено в Харькове на масштабной выставке «Возвращение через сто лет, Ладислав Тракал – Художник и педагог» (октябрь 2020).
Библиография: |
Скульский Я. М. Ладислав Тракал. Художник и педагог. Харьков, 2020. Повернення через століття: Ладіслав Тракал – художник і педагог // Харкiвський художнiй музей. URL: https://artmuseum.kh.ua/vistavki/timchasovi-vistavki/povernennya-cherez-stolittya-ladislav-trakal-%E2%80%93-xudozhnik-i-pedagog.html |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
24.12.2020 |