ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Прага, Чехия.

Pravoslavný chrám sv. Mikulaše

Сегодня найти в Праге русскую Никольскую церковь непросто – она находится в северо-западном районе Дейвице, в полуподвале жилого дома. Мало кто помнит, что этот маленький и скромный храм является «преемником» другой церкви, стоявшей в самом центре чешской столицы.

До середины XIX века русской церкви в Праге не существовало, хотя там уже жило несколько русских семей. В начале 1860-х, по инициативе известного славянофила В. Ганки, городской магистрат предложил передать «для православного русского богослужения» принадлежавший городу и закрытый в 1785 католический костел на Староместской площади бывшего ордена славянских бенедиктинцев. Соответствующее письменное предложение, по инициативе А. Ф. Гильдердинга, было послано из Славянского благотворительного комитета настоятелю посольской церкви в Вене прот. М. Ф. Раевскому. В 1871 этот храм был на 30 лет взят в аренду графом П. А. Голенищевым-Кутузовым с ежегодной платой по 1500 гульденов. В 1900 аренда была продолжена на тех же условиях.

Собор свт. Николая (Микулаша) Чудотворца стоит в сердце Старого города, недалеко от ратуши с ее знаменитыми курантами. Это – один из самых значительных памятников чешской архитектуры периода барокко. Он был заложен немецкими купцами в XIII столетии, в 1732–1735 и по проекту знаменитого австрийского архитектора К. И. Динценгофера, полностью перестроен. Южный фасад, обращенный на площадь, архитектор обильно украсил скульптурой, а по углам увенчал двумя башнями-колокольнями.

Идея восстановить православное богослужение на чешской земле нашла широкий отклик в славянофильских кругах России (особенно в Москве), собравших средства (около 43 тыс. руб.) для ремонта и переоборудования здания. Этим делом занимались известный археолог граф А. С. Уваров и архитектор Д. Н. Чичагов из Москвы под руководством графа А. Е. Комаровского. Синод предоставил утварь, облачения, книги и ризницу, московская дума пожертвовала колокола, московские купцы (прежде всего А. Д. Башмаков) – иконостас. При ремонте, на который город отпустил 100 тыс. марок, пышный барочный интерьер храма с обилием лепки, позолоты и росписей не изменили, только были написаны изображения славянских святых: Владимира и Ольги, Кирилла и Мефодия, Людмилы и Вячеслава, Иоанна Рыльского и Климента Охридского. В алтаре чешский художник Майкенер изобразил Воскресшего Спасителя.

Из-за подозрительного отношения австрийских властей здание решили не покупать, «так как это требует суммы, какая не может быть собрана без огласки... и контракт заключить от имени частного лица и вообще придать делу характер личный… а не общественного предприятия». В России считали, что «устройство православной церкви в Праге в настоящее время представляется особенно важным и своевременным, вследствие готовящегося провозглашения догмата папской непогрешности, глубоко поколебавшего совесть многих чехов…». Делом очень интересовался Император Александр III и сочувствовал вел. кн. Константин Николаевич.

Бывший костел к октябрю 1872 был переоборудован, но освящен только 4 августа 1874 во имя свт. Николая с приделом равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Освящавшие храм прот. Раевский и четыре русских священника просили чехов «воздержаться от всяких демонстраций». На торжестве присутствовали К. П. Победоносцев, воспитатель Цесаревича, городской голова Гулет, депутации городов и обществ и видный национальный деятель Ф. Палацкий. Пел хор из Почтамтской церкви Петербурга. Собралось до трех тысяч человек, но в храм попала лишь половина. Чешская газета «Покрок» писала: «Можно надеяться, что Прага будет иметь теперь больше привлекательности для русских семей… так как она есть столица народа, говорящего на родственном языке».

Весной следующего года австрийский наместник закрыл русский храм, ибо по мнению администрации он являлся «не удовлетворяющей религиозные потребности русских, а средством к пропаганде панславизма». Дело в том, что на службы обыкновенно приходили 20–30 русских и до 300 чехов.

Апелляции чешских адвокатов не помогли, потребовались серьезные дипломатические демарши в Вене, чтобы «пражская церковь была ограждена от подобного произвола администрации». В Пасху 1875 богослужения были разрешены, но с некоторыми ограничениями, например, нельзя было вывешивать на дверях объявления о них и совершать крестный ход. Первым настоятелем стал энергичный прот. Александр Лебедев, которого в 1897 сменил прот. Николай Апраксин. В 1893–1897 священники окормляли также русскую церковь в Карлсбаде.

В ноябре 1888 в храме торжественно приветствовали приехавшего в Прагу П. И. Чайковского. Состоялся концерт духовной музыки из его произведений. Постепенно пражская церковь стала центром русской культуры в Чехии.

В конце XIX века пражский храм получил ценный подарок. Император Николай II передал в дар огромное хрустальное паникадило в форме короны, украшенной символами российской государственности. Оно было изготовлено на Гарраховском стекольном заводе в Чехии и до сего дня украшает интерьер.

В 1901 настоятелем церкви назначили замечательного миссионера прот. Николая Николаевича Рыжкова, окончившего Духовную академию и Венский университет. При нем храм был полностью отреставрирован на средства городской думы, после чего 25 ноября 1905 освящен малым чином.

В это время община насчитывала 350 человек и состояла, главным образом, из чехов, в прошлом старокатоликов, и сербов. С 1905 действовала школа, из учеников которой набирался церковный хор. На службах было разрешено петь хоралы, так как это «воплощало для чехов церковь времени гуситов». Синод также позволил поминать Яна Гуса, «по своим религиозным воззрениям наиболее приближавшегося к православной церкви». Юридически храм, считавшийся домовым, подчинялся Санкт-Петербургскому митрополиту и в 1893–1917 получал от Синода ежегодное пособие в 2230 руб.

После начала Первой мировой войны австрийские власти стали с еще большей неприязнью относиться к живущим в Праге русским. Особенно их раздражало то, что в самом центре Праги о. Николай молился о победе русского оружия. 7 августа 1914 его арестовали и доставили в Вену, заключили в одиночную камеру в «башне смерти». Почти два года арестованный ждал суда. Вынеся приговор, австрийские власти решили обменять о. Николая на интернированного в России униатского митрополита Андрея Шептицкого. Последние годы жизни о. Николай провел в Петрограде. В память о нем на одной из колонн, слева от входа в храм, со стороны Карповой улицы, повешена доска с надписью на чешском языке: «Мученик за православную веру и верность славянству протоиерей, в 1901–1914 настоятель этого храма, отец Николай Рыжков. 26.9.1868 – 6.2.1920».

В 1916 под давлением австрийцев городская дума расторгла договор аренды, и храм был обращен в гарнизонный костел. Значительную часть богатого убранства расхитили или реквизировали, колокола сняли.

После большевистского переворота Прага сделалась одним из главных центров русской эмиграции. Правительство охотно принимало беженцев из России, развернув для них широкую программу помощи под названием «Русская акция». В стране действовали многочисленные русские учебные и научные учреждения, в работе которых принимали участие: Н. П. Кондаков, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, А. А. Кизеветтер, И. И. Лапшин, Д. И. Чижевский, Н. Е. Осипов и многие другие крупные ученые.

В 1919 богослужения в Никольском соборе возобновились. Однако поскольку городские власти сдали здание в аренду Национальной Чешской (Гуситской) церкви, православным пришлось служить в свободное от протестантских служб время. Не было престола, иконостас ставили перед каждой службой и убирали по ее окончании. Временный настоятель прот. Алексий Ванек не имел никаких прав.

Только зимой 1921 регулярные богослужения возобновились, а в следующем году настоятелем стал епископ пражский Сергий (Королев). По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «приходская жизнь под водительством владыки Сергия забила ключом. Скромный, простой, смиренный, Преосвященный Сергий обладал редким даром сплачивать вокруг себя людей самых противоположных: знатные и незнатные, ученые и неученые, богатые и бедные, правые и левые – все объединялись вокруг него в дружную семью». Одновременно появился профессиональный хор под руководством Ф. Ф. Никишина.

В годы Второй мировой войны епископ Горазд, возглавлявший православные епархии Чехии и Моравии, подчинялся архиепископу Серафиму (Ляде), чья кафедра находилась в Берлине. Горазд был расстрелян 5 сентября 1942 немцами за то, что в его кафедральном Никольском соборе скрывались участники покушения на гауляйтера Р. Гейдриха. В 1987 он был канонизирован Чехо-Словацкой Православной Церковью.

После окончания войны православные богослужения в Никольском соборе были прекращены, его настоятель о. Исаакий (Виноградов) арестован НКВД, а правящий епископ Сергий (Королев) переведен сначала в Берлин, потом в Вену. В 1945 собор был отдан Гуситской церкви. В свободное от богослужений время в храме устраиваются концерты классической музыки, которые посещают многочисленные туристы.

С начала 1990-х в Чехию стали приезжать граждане бывшего СССР на постоянное или временное жительство, и количество русских верующих в Праге заметно увеличилось. По воскресеньям и большим праздникам маленький храм в Дейвицах и церковь на Ольшанском кладбище не могут вместить всех желающих. Поэтому русское духовенство договорилось провести 7 января 1997 Рождественское богослужение в Никольском соборе. После полувекового перерыва, при огромном стечении верующих, в храме вновь прозвучала русская праздничная литургия. В последующем рождественские и пасхальные службы проводились неоднократно.

Вскоре после прекращения в 1945 богослужений в соборе епископ Сергий благословил открыть домовую церковь свт. Николая в «профессорском доме» в районе Дейвиц. В 1924–1925 в этом районе силами чешско-русского строительного товарищества было построено несколько жилых домов для русских профессоров и преподавателей высших школ. В полуподвале одного из домов был отведен небольшой зал для семинаров, занятий с детьми, проведения праздников и других мероприятий. В этом зале и была освящена Никольская церковь.

Со Староместской площади перенесли царские врата, фрагменты иконостаса, иконы и часть утвари. Сам иконостас из-за больших размеров смонтировать вновь не удалось и пришлось использовать его отдельные части. Массивные бронзовые царские врата укрепили у стены, и они напоминают о былом благолепии храма св. Николая.

После освобождения Праги советскими войсками НКВД начал в городе чистки, в ходе которых многие жители профессорских домов были в 1945–1950 депортированы в СССР, а их семьи выселены. Сейчас в этих в домах живут чехи, и лишь мемориальная доска, установленная потомками репрессированных (комитетом «Они были первыми»), свидетельствует о тех трагических событиях.

В настоящее время в подвальной церкви совершаются регулярные богослужения по старому стилю и на церковнославянском языке. Настоятелем храма служит митрофорный прот. Зденек Коудела. Многие годы старостой храма и его ревностной хранительницей является Е. И. Мусатова, бывшая жительница дома, где он находится.

Владеющий домом чешский кооператив недавно задумал переделать полуподвальный этаж под оздоровительный центр. Дело дошло до суда. Если этот план осуществится, история Никольской церкви может оказаться законченной.

6 мая 1999 на территории российского посольства освящена церковь вмч. Георгия Победоносца, которая подчиняется Московской Патриархии. В нее-то и приходит молиться большинство новых эмигрантов из России.

Адрес: Roozveltova ul., 29, CZ-16000 Praha 6

Библиография:

* РГИА. Ф. 796. Оп. 165. Д. 5718; Ф. 797. Оп. 40 (2 отд. 3 ст.). Д. 31; Оп. 41 (2 отд. 3 ст.). Д. 114; Оп. 44 (2 отд. 3 ст.). Д. 257.

Церковная летопись «Духовной беседы». 1871. Т. 1. С. 389–391. Т. 2. С. 340–335.

Церковно-общественный вестник. 1874. № 94. С. 3; № 95. С. 6–7.

Церковный вестник. 1875. № 24. С. 11–13.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1874. № 292; 1875. № 333. С. 396; 1890. № 1118. С. 341.

Бернманн М. А. К истории наших сношений с западными славянами. СПб., 1897.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 315–327, 468–479.

Новое время. 1907. № 11250.

Миркович А. М. Русский Свято-Николаевский православный приход в Праге-Чешской. Прага, 1928.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 348.

Храм св. Микулаша. Прага, 1998.

Иляшевский К. И., Быстров Д. В. Православные русские храмы в Праге. Прага, 2000.

Rehák К. L. Chrám i slovanské opatstvi u sv. Mikulбše na Starém Měste Pražskem. Praha, 1897.

Novy chrám sv. Mikuláše na Starém Městě w Praže. Praha, 1916.

География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.03.2014