СОБОР СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Белосток, Польша
Katedra św. Mikolaja
Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI–XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году.
Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842–1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской.
В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843–1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).
Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854–1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877–1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости».
Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления.
За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры.
Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.
Чуть раньше вышеупомянутой приходской Никольской церкви была освящена в 1830 в бывшем дворце Браницких Александро-Невская церковь, выдержанная в классицистическом стиле. Проект иконостаса составил известный зодчий А. П. Мельников, в работах участвовал дворцовый архитектор К. Ратгауз. Иконы написали профессора Академии художеств А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1841 во дворце открылся Институт благородных девиц, и церковь стала институтской. Когда Польша обрела независимость, польские власти закрыли храм и ныне, в здании, которое занято Медицинской академией, от него не осталось и следа.
Гонения на Православие в межвоенный период коснулись и Никольского прихода. В 1935–1936 его едва удалось отстоять от т. н. «Кола православных поляков имени маршала Пилсудского», которое ратовало за полонизацию Православной Церкви.
В 1951 были определены границы новой Белостокско-Бельской епархии (впоследствии Белостокско-Гданьской), и Никольский храм стал ее кафедральным собором. В 1955–1958 был проведен ремонт собора, в 1956 в нем была освящена нижняя церковь прп. Серафима Саровского, где поставили иконостас из прежней полковой Серафимовской церкви. В 1975–1976 старые росписи были со стен сбиты, и храм заново расписал художник Иосиф Лотовский.
В 1981 Белостокскую епархию возглавил архиепископ Савва (Грыцуняк), который постоянно жил при храме. В том же году, по его благословению, было учреждено Братство православной молодежи, ныне крупнейшее в Польше. В мае 1991, впервые в польской истории, православный храм посетил римский папа Иоанн Павел II, которого принимал сам архиепископ Савва. С 1998 он в сане митрополита возглавляет Польскую Православную Церковь, а епархией управляет епископ Иаков.
Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол, куполом. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью: треугольные фронтоны, пилястры, сухарики, полуциркульные окна. На звоннице — семь колоколов, самый большой из которых весит 27 пудов. Внутри сохранился трехъярусный иконостас времени постройки храма, созданный в Вильне. Он выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов.
У правого клироса висит Белостокская икона Пресвятой Богородицы. Это список 1940–1950-х с чудотворного образа, пропавшего после эвакуации в Россию в годы Первой мировой войны. Перед иконой постоянно служатся молебны.
Главной святыней храма являются нетленные мощи мч. младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 из собора г. Гродно в Белоруссии. Гавриил родился и жил в 1684–1690 в дер. Зверки (Зверьки), в 8 км к югу от Белостока. Как указано в житии, он был с ритуальной целью «умучен жидами». В 1746 заблудовский храм, где погребли св. младенца, сгорел, но его мощи уцелели и были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено и празднование памяти святого, и 20 апреля / 3 мая тысячи паломников стекаются в Белосток, Зверки и Заблудов.
Современный Белосток насчитывает до 300 000 жителей. Здесь не было, как на Холмщине, репрессий и переселений православного люда в межвоенный период и в 1946–1947, поэтому православные составляют около половины населения воеводства и 2/3 верующих Польской Православной Церкви. Помимо кафедрального собора, в городе есть православный женский монастырь, девять приходов, издательство и типография «Ортдрук».
Приписная к собору церковь св. Марии Магдалины — старейшая православная церковь (1758) из сохранившихся в Белостоке, стоит на старом кладбище, где уцелело несколько православных захоронений. Она долгое время принадлежала униатам. Около 1855 кладбище и церковь были окончательно возвращены православному приходу.
После погрома Православия, учиненного в межвоенной Польше, каждый уцелевший православный храм представляет определенную историческую ценность. Это можно сказать и о классицистическом Никольском соборе, который стоит в главном городе православной Польши и свидетельствует о долгой истории Православия в ныне католической стране.
Адрес: ul. Lipowa, 15, Białystok
Библиография: |
* РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8141; Оп. 3. Д. 12172; Ф. 799. Оп. 1. Д. 205; Оп. 16. Д. 416; Оп. 25. Д. 189, 502; Ф. 835. Оп. 1. Д. 85, 86; Ф. 1488. Оп. 1. Д. 991, 992, 993, 994. Бобровский П. Материалы для географии и статистики России: Гродненская губ. СПб., 1863. Ч. 1. С. 230 Попов Ан. Пора проснуться! Гонение на православных и русских в Польше в ХХ веке. СПб.; Париж, 1993. (Репринт 1937 г.). История книжной культуры Подляшья. Православная Церковь на Белостотчине в работах протоиерея Григория Сосны /Сост. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская. Минск, 1994. Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. Radziukiewicz A., Hammer W. Sobуr św. Mikolaja w Białymstoku. Białystok, 1991. Sosna G., ks. Bibliografia parafii prawosławnych na Białostocczyznie. Ryboly, 1992. Sobуr św. Mikołaja w Białymstoku. Braca zbiorowa. Białystok, 1996. Ścieżkami Prawoslawia. Białostocczyzna. Białystok, 1998. S. 19, 21. |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
06.12.2013 |