БОДУЭН де КУРТЕНЭ София Ивановна
Baudouin de Cоurtenay S.
2 января 1887 (Дерпт, позже Юрьев, Лифляндская губ., ныне Тарту, Эстония) – 28 марта 1967 (Ченстохова, Польша). Живописец, художник-монументалист.
Из аристократического французского рода, обосновавшегося на рубеже XVII–XVIII вв. в Польше. Дочь выдающегося ученого-языковеда и общественного деятеля Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (1845–1929), который в 1899–1918 был профессором Санкт-Петербургского университета.
Юность провела в Петербурге. В начале 1900-х училась в Рисовальной школе ОПХ у Я. Ф. Ционглинского. В 1906 вместе с соученицами Софьей Налепинской (в будущем Налепинская-Бойчук) и Софьей Сегно выехала для продолжения образования за границу. Училась вместе с ними в Мюнхене – в Художественно-промышленной школе Вильгельма фон Дебшица и в студии живописи и графики Хенрика Гейднера. В 1908 с подругами переехала в Париж, поселилась в меблированных комнатах по ул. Campagne-Première, 9 и поступила в академию Рансона; училась также у П. Пюви-де-Шаванна.. Тогда же познакомилась с Михаилом Бойчуком и вошла в круг его ближайших учеников.
В конце 1909 вернулась в Петербург. Примыкала к «Художественно-психологической группе “Треугольник”», возглавляемой Н. И. Кульбиным. Была в числе основателей авангардистского «Союза Молодежи», участвовала в выставках этого объединения (1910, 1911) и в оформлении организованных им театральных вечеров «Хоромные действа». Ее работы экспонировались также на выставках «Современных русских женских портретов» (СПб., редакция журнала «Аполлон»), «Бубновый валет» (М., 1910), постоянных выставках современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1912–1918; с перерывами) и др. В 1910–1914, как и другие «бойчукисты», работала во Львове, в Киевской губернии и в Петербурге, занимаясь реставрацией полихромии и церковных иконостасов.
Годы Первой мировой войны провела в Петрограде, где лечилась от легочного туберкулеза; выезжала в санатории в Финляндии. В 1917 провела в Хельсинки свою выставку, на которой экспонировалось 80 картин, положительно принятых финской и шведской критикой.
В 1918, после восстановления независимости Польши, по праву польского происхождения репатриировалась и поселилась с отцом в Варшаве. Там вокруг нее собралась группа художников, увлеченных монументальной живописью, в т.ч. Элеонора Плютыньска и Хелена Шрам, вместе с которыми она проектировала полихромии для костела в Стараховицах. Эти эскизы выставлялись в 1924 в Художественном салоне Чеслава Гарлиньского в Варшаве. В 1927 в том же салоне состоялась ее персональная выставка.
В 1930 совершила с матерью путешествие по Италии – побывала в Риме, Помпеях, Неаполе и во Флоренции. Одним из итогов поездки стала статья «Замечания по технике помпейской живописи».
В 1935 проектировала витражи для костела св. Анны в Вильно, не осуществленные из-за начавшейся войны. Во время войны жила в местности Залесье Гурне под Варшавой, где создала проект витражей для костела в Хрусьлине.
После войны руководила мастерскими монументальной живописи в Высшей школе изобразительного искусства в Варшаве. Исполнила стенные росписи в византийской традиции для многих зданий Польши. Проектировала и выполняла монументальные полихромные ансамбли и витражи, в частности, для костелов св. Антония и св. Креста в Ченстохове, отцов Палотинов в Познани и кафедрального собора в Оливе (Гданьск). Ее религиозное творчество было близко к византийской и средневековой традиции.
Библиография: |
Степанов В. Я. Опыт словаря декораторов: Опись памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева / Вступ. ст. Н. Н. Евреинова. Пг., 1915. Волдемар Матвей и «Союз молодежи». М.:, 2005 (указ.) Крусанов А. В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. Т. 1. Кн. 1, 2. М., 2010 (указ.). Кравченко Я. Школa Mихaйлa Бoйчукa. Київ, 2010. С. 114–117. Wystawa obrazów Zofii Baudouin de Courtenay i Heleny Schrammówny oraz projektów architektonicznych Jana Borowskiego w Salonie Sztuki Cz. Garlińskiego, kat. Towarzystwa Zachęty Sztuk Pięknych nr XVI. Warszawa, 1924. Smoleń W. Twórczość malarska Zofii Baudouin de Courtenay // Roczniki Humanistyczne. Lublin, 1969. T. XVII. Z. 5. S. 33–45. Encyklopedia katolicka. Lublin, 1976. T. II. S. 105–106. Ripko O. Boichuk, Boichukisty, Boichukizm. Lviv, 1990. S. 47. Luba I. Dialog nowoczesności z tradycją. Malarstwo polskie dwudziestolecia międzywojennego. Warszawa, 2004. S. 78–91. Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. Сочинения: Baudouin de Cоurtenay Z. Uwagi o technice malowideł ściennych pompejańskich // Prace i Materiały Sprawozdawcze Sekcji Historii Sztuki. Wilno, 1930. T. II. Z. 3. S. 194–208. |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
28.06.2013 |