ПЕТРУСЬ Виталий Александрович

Petrus Vitale

23 июня 1934 (Киев) – 3 ноября 1984 (Милан). Художник, график.

Родился в семье Александра Николаевича Петруся, профессионального музыканта-бандуриста, и Лидии Яковлевны, урожденной Риццолатти, из семьи итальянских каменщиков, переселившихся в 1860-е в Россию. В 1938 мать с сыном, ее родители и другие родственники были высланы из СССР как «иностранноподданные» (терминология НКВД), в то время как отец остался в Киеве (погиб во время Великой Отечественной войны в 1943). Изгнанники поселились в регионе Фриули, на родине предков.

Окончил Венецианскую Академию художеств под руководством Бруно Саэтти. Дебют состоялся в 1958 на групповой выставке в венецианской галерее Bevilacqua La Masa, где получил премию, там же в 1959 состоялась первая персональная выставка. Среди последующих персональных выставок – выставка в галерее Il Traghetto в Венеции в 1961; в галерее La Bottega в Равенне в 1966; в галерее Ciovasso в Милане в 1971. Получил несколько наград, включая первый приз на коллективной выставке Bevilacqua La Masa (1960) и второй приз Премии Суццары (1963).

Переезд в миланское предместье Сесто-Сан-Джованни в 1965 стал основополагающим для творческого развития: в миланской среде сблизился с множеством других молодых художников, вместе с которыми принимал участие в политической и социальной борьбе того времени. Из-за «подозрительных знакомств» даже лишился ателье, и ему пришлось перейти на малогабаритную и менее затратную графику.

Начав в конце 1950-х с экспрессионизма в стиле Сутина, в годы жизни в Милане он перешел к особому стилю с символическими отсылками к Гойе, Жерико и другим «драматическим» мастерам. С начала 1970-х темы основных работ вращаются вокруг трагедии Второй мировой войны и Сопротивления фашизму; стиль этих лет приобрел динамичность и многосложность. Позже художник переосмыслил итальянские мифы в гротескном ключе, со ссылками на искусство Ренессанса и маньеризма.

Иллюстрировал «Слово о полку Игореве» и «Двенадцать» Блока; один из повторяющихся графических сюжетов – популярная тема русских и украинских лубков «Мазепа, привязанный к дикой лошади».

В 1985 в Первом художественном лицее в Милане состоялась посмертная ретроспективная выставка. Одной из последних крупным тем, которой занимался перед своей преждевременной смерти, было землетрясение во Фриули в 1976. В сентябре 1986 в г. Тричезимо (провинция Удине) состоялась выставка графики из этого цикла. В качестве эмблематического персонажа, пострадавшего от стихии, изображал свою бабушку по материнской линии, Марию Александровну Голубовскую.

Похоронен на городском кладбище г. Удине, регион Фриули.

Сын художника Марко Петрус (род. 1960) тоже стал профессиональным художником.

Библиография:

Vitale Petrus / a cura di G. Seveso. Milano: Galleria Ciovasso, 1971

Vitale Petrus. Milano, I Liceo Artistico Statale, 1985.

Antonello Negri. Vitale Petrus // La pittura in Italia. Il Novecento/2: 1945-1990. Milano: Electa, 1993. P. 822.

Petrus Vitale // Premio Suzzara. (Дата обращения: 10.12.2022).

О Марко Петрусе

Произведения:
География:
Составители:
Дата ввода:

10.12.2022