ЗАГОРОДНЮК Владимир Павлович

Zagorodnjuk V.

31 марта 1889 (Одесса) – 1976 (Сидней). Скульптор и художник театра.

Окончил Одесское художественное училище. В 1910–1913 изучал скульптуру в Национальной школе изящных искусств в Париже под руководством А. Мерсье. Выставлялся в Осеннем салоне. Вернулся в Россию, чтобы отбыть воинскую повинность. В Первую мировую войну был на фронте.

В 1920 эмигрировал в Королевство СХС. В 1921 по рекомендации Л. М. Браиловского поступил художником в Народный театр в Белграде. Начинал работать одновременно с В. И. Жедринским, организовал в театре бутафорскую мастерскую. За годы работы в Народном театре (до 1944) оформил 19 драматических и 12 оперных спектаклей. Лучшие работы связаны с постановками режиссера Михайло Исайловича и Бранко Гавеллы. В 1925 в составе делегации сербских сценографов участвовал в Международной выставке декоративного искусства в Париже, получил 2-ю премию за сценографию драмы И. Войновича «Смерть матери Юговичей».

С 1927 много работал как скульптор. Выполнял портреты, надгробные рельефы, лепной декор зданий, в том числе храма-мавзолея Карагеоргиевичей на Опленце. Автор фигуры воина в монументе «Защитникам Белграда» в Первую мировую войну (1931, арх. Р. Верховской), композиции «Самсон и лев» во внутренней отделке здания Генерального штаба (1928), бронзовых фигур у входа в бывшие Ипотечные банки в Сараево и в Банялуке, бронзовых рельефов в главной зале бывшего Ипотечного банка в Белграде. Преподавал в Академии прикладного искусства.

Участник выставок Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), художественной группы «Круг» (1930, 1931), русских художников (август 1942, июнь и декабрь 1943), в 1-й сербской выставки театральной живописи (1938), в Салоне архитектуры.

Не приняв ни югославского, ни советского гражданства, в 1949 был изгнан из театра и вскоре эмигрировал в Австралию. Все свои театральные эскизы передал в дар театральному музею Сербии.

В Австралии продолжал заниматься живописью, принимал участие в выставках (1950-е). В начале 1960-х написал иконы и иконостасы для Богородице-Казанского женского монастыря в Кентлине («Новое Шамордино») и Церкви Всех Святых в земле Российской просиявших в Сиднее.

Библиография:

* Арсењев; ХРЗ.

Милановиђ О. Допринос руских уметника развоjу сценографиjе у Срба // Руска емиграциjа у српскоj култури ХХ века: Зборник радова. Т. 2. Београд, 1994. С. 92–105.

Косик В. И. Русские краски на балканской палитре: Художественное творчество русских на Балканах (конец ХIХ – начало ХХI века). М., 2010. (Указ.).

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Михаилу Просену (Белград) за фотографии скульптурных произведений.

Дата ввода:

04.08.2012