ЛЯЛЕВИЧ Марианн Станиславович
Lialevich (Lalewicz) M.
9/21 ноября 1876 (Вылковышки Сувалкской губ., Царство Польское, Россия) – сентябрь 1944 (Варшава). Архитектор, реставратор, теоретик архитектуры, педагог.
В 1895 окончил гимназию в Сувалках. В 1895 поступил первоначально в Петербургский университет, а затем на архитектурное отделение ИАХ. Учился в мастерской Л. Н. Бенуа. В 1901 получил золотую медаль и звание архитектора-художника за проект здания Городской думы. В качестве пенсионера в 1902–1903 совершил путешествие в Европу с целью изучения памятников архитектуры.
Несколько лет служил в канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии. С 1906 вел архитектурное проектирование и читал лекции по истории искусств в Технологическом институте, Институте инженеров путей сообщения, Школе десятников по строительному делу, на Женских политехнических курсах, на Женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, в Тенишевском училище и в ИАХ. Был членом Петербургского общества архитекторов и Общества архитекторов-художников (в 1910-е член его правления и председатель), членом жюри десятков архитектурных конкурсов. Участвовал в работе Товарищества борьбы с жилищной нуждой. Академик архитектуры (1912).
Автор проектов торговых и доходных домов, рынка, жилого комплекса для рабочих (Выборгский рабочий городок, 1914), загородных домов в Петербурге. Среди реализованных построек: здание Государственной думы на Марсовом поле (1906), павильон Стекольного завода М. Л. Франка на международной строительной выставке (1908), особняк М. К. Покотиловой (1909), особняк В. Ф. Мертенса (1911–1912), Здание Сытного рынка на Сытнинской площади (1912–1913), мастерская А. О. Шульца (1914) и другие. Одно из ведущих направлений в его проектировании в 1910–1913 – доходные дома: М. К. Покотиловой, Д. В. Быховского, М. А. Соловейчика, Р. Я. Шмерко и др. Главное произведение петербургского периода – Торговый дом фирмы меховых изделий Ф. Л. Мертенса на Невском пр., 21 (1911–1912). Строил и за пределами Петербурга (здание товарищества «Красный треугольник» в Москве, кургауз в Гунгербурге (Усть-Нарва, 1912), усадьба в Куярве. Всего в петербургский период создал более 60 проектов и построек. Получил более 30 наград за конкурсные проекты. Стал одним из признанных мастеров архитектуры Петербурга начала ХХ века, чье творчество повлияло на коллег-современников. Его творческий метод эволюционировал от рационального модерна к неоклассицизму.
В 1918 уехал в Польшу. С 1920 преподавал на факультете архитектуры в Варшавском Политехническом институте. Автор множества объектов, в основном в Варшаве: здание Государственного сельскохозяйственного банка (1929), доходный дом фирмы «Эриксон» (1925), здание Польской сберегательной кассы в историческом центре города, здания Управления польских железных дорог, Аграрного банка, Института геологии, первого Варшавского Общества по постройке кооперативных квартир (1930-е), типографии Почтовой сберкассы, кооперативный дом служащих почты и телеграфа (1937), жилые дома Почтовых сберкасс (1939, 1942). За пределами Варшавы по его проектам возведены: комплекс зданий командования и казарм Военно-морского флота в Гдыне (1924–1926), гарнизонная церковь в Гдыне (1935–1939), здания отделений Польского банка (в Сосновце, Калише, Седльцах, Бресте на Буге, Томашове), аграрного банка в Луцке, банка Союза Кооперативов в Лодзи. В 1920–1930-е в своем творчестве шел от петербургского классицизма к историческим стилям польской архитектуры и ар деко.
Одним из важных направлений его деятельности в Польше была реставрация и реконструкция. Разрабатывал проекты приспособления памятников для новых учреждений: дворец Брюля для Министерства иностранных дел, дворец Примаса для Министерства сельского хозяйства и реформ (1925–1927), дворец Рачинских для Министерства юстиции, здание на Рымарской ул. для Казначейства, здание на ул. Электоральной для Министерства промышленности и торговли, Главного управления мер и весов (1919–1921), здания под гимназию королевы Ядвиги (площадь Тшех Кшижи, 1929) и Окружной суд (пл. Красиньских, 1938; утрачено) и др. Возродил первоначальный облик Дворца Сташица (1924–1926; ныне здание Польской академии наук). Вел активную научно-общественную деятельность в Обществе охраны памятников, выполняя в течение многих лет функции заведующего реставрационным отделом. В качестве председателя Общества участвовал в международных съездах, в том числе в Конгрессе по охране памятников в Афинах в 1931. Участвовал в работе комиссии по инвентаризации культурного наследия Польши.
В годы оккупации Польши продолжал преподавательскую и научную деятельность. Работал над рукописью «Эллада» о значении классического наследия для современного стиля, большого архитектурного словаря. Научные работы утрачены.
Погиб во время Варшавского восстания.
Библиография: |
* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1894. Д. 28. Кириков Б. М. М. Лялевич // Зодчие Санкт-Петерубрга XIX – начала XX века. СПб., 1998. Омиляновска М. Польские архитекторы между Польшей и Варшавой // Пинакотека. 2005. № 5. Белинцева И. В. Архитектор Мариан Лялевич после 1918 г.: другая Балтика // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб. 2008. С. 394-403. Niemojewski L. Marian Lalewicz, Rocznik Tow. Nauk. Warszaw. Lata XXX – XXXVIII, Warszawa 1954. Łoza S. Architekci i budowniczowie w Polsce. Warszawa, 1954. Zwoliński, Adam. Marian Lalewicz (1876–1944) // Pracownia Historyczna Politechniki Warszawskiej. 1984. Krzyżanowska, Hanna. Lalewicz Marian // Polski słownik biograficzny konserwatorów zabytków. Z. 1. Poznań, Stowarzyszenie Konserwatorów Zabytków, 2000. Pruszyński Jan. Professor Marian Lalewicz i Towarzystwo opieki nad zabytkami przeszłości // Spotkania z zabytkami. Czerwiec, 2006. Warszawa. S. 12-14. |
Произведения: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Ирине Обуховой-Зелиньска (Польша) за дополнение библиографии на польском языке. |
Дата ввода: |
08.01.2011 |