КИБАЛЬЧИЧ (РУСАКОВ) Владимир Викторович (псевд. Влади)

Kibaltchitch (Kibalchich-Rusakov) Vladimir (Vladi)

4 июня 1920 (Петроград) – 21 июля 2005 (Куэрнавака, близ Мехико). Живописец, график.

Сын писателя, переводчика и левого политического деятеля Виктора Наполеона Кибальчича (1890–1947), писавшего под псевдонимом Виктор Серж (Victor Serge), и Любови Русаковой. Внук народовольца Льва Кибальчича, эмигрировавшего в Бельгию.

В 1919 отец приехал в Петроград, где вступил в ВКП(б) и занялся партийной работой – заведовал французским отделом издательства Коминтерна, сотрудничал с Зиновьевым и Троцким, переводил труды вождей революции на французский. В 1928 был исключен из партии за принадлежность к «левой оппозиции», дважды подвергался арестам, а в 1933 сослан в Оренбург, где его сын провел юность. В 1936, благодаря заступничеству перед Сталиным французских интеллектуалов (в том числе Ромена Роллана и Андре Мальро), отцу с женой и сыном было разрешено выехать за границу.

Владимир жил с семьей в Брюсселе, затем в Париже. Художественное образование получил в ателье у художников Ж. Лакасса, В. Браунера, скульптора Аристида Майоля и др. Принял художественный псевдоним Влади.

Во время Второй мировой войны переехал в Марсель, откуда в 1943 бежал с отцом через о. Мартиника, Доминиканскую Республику и Кубу в Мексику (мать осталась во Франции и в том же году скончалась в психиатрической клинике в Экс-ан-Провансе). Их виза для проживания в Мексике была получена с помощью президента Лазаро Карденаса, одного из генералов мексиканской революции. Обосновался с отцом в Мехико. В 1945 женился на мексиканке Исабель Диас Фабела и через несколько лет получил мексиканское гражданство.

В 1945 провел первую персональную выставку в Instituto Francés de América Latina, за которой последовали другие. Принимал участие во многих групповых выставках мексиканских художников, участвовал в международных выставках в Европе, странах Латинской Америки и США. Неоднократно получал престижные премии, в 1968 – стипендию Гуггенхайма, благодаря которой провел год в Нью-Йорке. Там встречался с Марком Ротко, работы которого произвели на него сильное впечатление.

Занимался станковой и монументальной живописью, а также акварелью, гравюрой и литографией. Испытал влияние мексиканской фресковой живописи и французского сюрреализма, позже экспериментировал с абстракцией, сохраняя фигуративные элементы. В поздней живописи наличествуют черты экспрессионизма и отсылки к образцам итальянского возрождения, к искусству голландцев и фламандцев. Некоторые его работы отмечены духом эротизма, другие имеют социально-политическую окраску (например, триптих, посвященный Троцкому). Среди его главных достижений – роспись главного зала библиотеки имени Мигеля Лердо де Техада (Biblioteca Miguel Lerdo de Tejada) в Мехико размером около 2000 кв. м. (1973–1982). Позже исполнил еще несколько монументальных росписей социального звучания, однако они были уничтожены в связи с его открытой поддержкой леворадикального оппозиционного движения сапатистов.

Много путешествовал по Мексике. В 1950, 1964–1965 и 1969 совершил путешествия по Европе, посетив Нидерланды, Бельгию, Югославию, Испанию, Италию, Англию и Францию, Португалию. В 1989 побывал в СССР, чтобы настаивать на реабилитации Троцкого и Виктора Сержа. В 1990 обосновался в Куэрнаваке, в своем загородном доме с большой студией.

В 1986 провел большую персональную ретроспективу в Palacio de Bellas Artes, в 2000 – ретроспективную выставку графических работ в Museo de Arte Moderno (Мехико). В 1998 награжден французским орденом Искусств и словесности. В 2000 был признан в Мексике человеком тысячелетия в области изобразительных искусств. Его творчеству посвящена постоянная экспозиция Музея современного искусства в Монреале.

В 2002 был избран почетным членом Российской Академии художеств. В том же году в Оренбургском областном краеведческом музее открылась выставка «Кибальчичи: отец и сын». В июне–июле 2005, в самый канун смерти художника, его выставка прошла в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве.

В 2004 пожертвовал значительную часть своих произведений (4600 картин, рисунков и гравюр) Национальному институту искусств (Nacional de Bellas Artes) в Мехико. Около 1000 работ входят в состав Centro Vlady в Universitead Autónoma de la Ciudad de México (UACM), открытого в июле 2005 его вдовой и племянником Карлосом Диасом. В UACM размещена постоянная коллекция его картин, гравюр, литографий и рисунков.

В 2015, по случаю 10-летию со дня смерти художника, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве прошла выставка «Влади возвращается домой».

Библиография:

* РЗФ.

Завалишин Вяч. В студии Влади // Новое русское слово. 1968, 24 октября.

Голлербах С. Влади. Путь русско-мексиканского художника // Русская мысль. 1978, 11 апреля (№ 1199).

Влади. Владимир Кибальчич / Сост. И. Храмов. Оренбург, 2003.

Голлербах С. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб.: Инапресс, 2003. С. 758-761.

Rens, Jean-Guy. Vlady: de la revolución al renacimiento. Mexico: Éd. Siglo XXI, 2005.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.08.2017