ЦИБИС Болеслав Францевич

Cybis B.

Б. Ф. Цибис. Около 1920.

23 июля 1895 (с. Массандра, Крым) – 1957 (Трентон, США). Живописец, график, скульптор и керамист.

Из польской семьи. Учился в С.-Петербурге – в школе К. И. Мая (1911) и в художественных студиях.

В конце 1917 оказался в Харькове, где поступил в Художественное училище и стал одним из активных деятелей литературно-художественного авангарда. Входил в группу харьковских кубофутуристов «Союз Семи», в которой, кроме него, участвовали В. В. Бобрицкий, В. Дьяков, Н. И. Калмыков, Б. В. Косарев, Н. М. Мищенко и Г. А. Цапок. Студия группы располагалась в доме его родителей на Чернышевской ул., 39. В декабре 1917 – январе 1918 участвовал в первой выставке группы в помещении Харьковского художественного училища. Вместе с членами группы показал свои работы на открывшейся 7 мая 1918 в том же помещении 1-й выставке «Союза искусств». В том же году участвовал в сборнике-альбоме «Семь плюс Три» (при участии «Группы трех»», в которую входили А. Гладков, В. Д. Ермилов и М. Л. Мане-Кац). В 1919 вместе с другими членами «Семерки» приняли участие в «Сборнике нового искусства» и совместно с Калмыковым иллюстрировал книгу А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара».

В 1920 эмигрировал. Два года провел в Константинополе. В 1923 переехал в Польшу, продолжил обучение в Варшавском училище изящных искусств (1923–1926) и позднее в Академии изобразительных искусств у Тадеуша Прушковского. Входил в группу художников «Братство св. Луки», образованную учениками Прушковского. Занимался живописью, графикой и скульптурой, создавал символико-сюрреалистические образы, соединяя фигуративное мышление с идеями авангарда. В 1930 путешествовал по Италии и Африке. В 1934–1937 вместе с Яном Замойским выполнил фрески «Болеслав Храбрый, устанавливающий границу Польши на Одре» в холле Военного географического института в Варшаве. В 1936 принимал участие в оформлении интерьера трансатлантического лайнера «Стефан Баторий».

Участвовал в выставках польского Клуба искусств (1927), Общества польских художников (1928, 1929, 1932) и Института поощрения искусств в Варшаве (1933, 1936, 1937). Принимал участие в Национальной выставке в Познани (1929), в выставках в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1933) и в Выставке польского искусства в Москве (1933), представил свою работу на 19-й международной художественной бьеннале в Венеции (1934), а также на выставках в Мюнхене (1935), Сан-Франциско (1936), Хельсинки (1936) и Амстердаме (1936)

В 1939 выехал в Нью-Йорк для оформления польского павильона для Всемирной выставки. С началом Второй мировой войны остался в США, с 1942 жил в Трентоне, штат Нью-Джерси. В США в основном занимался керамикой и основал фабрику «Cordey China Inc.». В 1945 участвовал в выставке в Институте искусств Детройта.

В 2009 картина «Primavera» экспонировалась в ГМИИ в Москве на выставке «Символ и форма: Польская живопись 1880–1939».

Библиография:

Кин М. Художественная выставка «Союза искусств» // Колосья. 1918. № 2–3. С. 22.

Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья. 1918. № 6–7. С. 23.

Искусство в Харькове // Колосья. 1918. № 9. С. 13–14.

Семь плюс Три. Сборник-альбом. [Харьков: издание «Союза Семи», 1918]. 56 с., 200 экз.

Сборник нового искусства. Киев-Харьков. Изд. Всеукраинского Отдела Искусств, 1919. 24 с.

Выставка Художественного цеха в оценке его участников // Творчество (Харьков). 1919. № 1. С. 30-32.

Крусанов А. В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. Т. 2. Кн. 2. Футуристическая революция 1917–1921. М., 2003 (указ.).

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Ирине Обуховой-Зелиньска (Польша) за ценные дополнения.

Дата ввода:

06.08.2012