КАРСКАЯ (урожд. Шрайбман) Ида Григорьевна

Karskaya I.

5 июля 1905 (Бендеры Бессарабской губ.) – 23 марта 1990 (Париж). Живописец, график.

Из семьи богатых бессарабских помещиков. Детство и юность провела в Бендерах, отошедших в 1918 к Румынии.

В 1922 выехала в Бельгию изучать медицину. В 1924 переехала в Париж, продолжила учебу, специализируясь на психиатрии. Для заработка занималась мелкими художественно-прикладными работами. Входила в круг русских художников и поэтов, дружила с Б. Ю. Поплавским. В 1930 вышла замуж за художника С. О. Карского. В 1936 у них родился сын Михаил, в будущем композитор.

В 1935 занялась живописью. В 1936 выставила портрет и натюрморт в салоне Тюильри (под фамилией Шрайбман-Карская). Познакомилась с Х. Сутиным, который первым стал поощрять ее увлечение искусством, и была дружна с ним до его смерти.

В 1940–1941 вместе с писательницей Зоей Ольденбург работала в мастерской по росписи платков и шарфов. В 1942 при содействии писателя Жана Полана нашла с семьей убежище в департаменте Эро, затем – Дордонь. Провела первую персональную выставку в галерее Favier в Монпелье (1943).

В 1944 вернулась в Париж. С помощью Полана и мужа вошла в круг французских писателей и поэтов (А. Кале, М. Бернар, Ф. Понж, М. Надо). В 1946 провела персональную выставку в парижской галерее Petridés, показала цикл картин «Портреты мяса»; предисловие к каталогу написал Ф. Карко. С конца 1940-х создавала абстрактные картины, объединяя их в циклы с общим названием. В 1950-е стала включать в картины объемные элементы – витки проволоки, листья, древесную кору, лепные формы, обломки старых вещей; с 1960-х часто вкрапляла фрагменты кукол. Каждый цикл обычно показывала на персональной выставке: «20 необходимых игр и 40 напрасных жестов» (галерея Breteau, 1949), «Новые необходимые игры и напрасные жесты» (Calligrammes, 1950), «Испания» (Сollétte Allendy, 1954), «Письма без ответа» (Arnaud, 1955; совм. с Жанной Копель), «Похвала малым формам и бумажные зеркала» (La Roue, 1957), «Серая повседневность» (La Roue, 1959), «Мексика» (1961), «Гости полуночи» (La Roue, 1965; совм. с Эстер Хесс), «Знакомые-незнакомые» (Librairie Le Fanal, 1967; совм. с Абудом). Провела выставку в Нью-Йорке (R. Fried, 1956), серию выставок в Мюнхене, Риме, Турине и Милане (1959/1960), выставку живописи, коллажей и трехмерных объектов в парижской галерее Flinker (1962). Участвовала в салоне Сравнений (1954–1966), салоне «Новых реальностей» (1956–1971) и в Фестивале авангарда в Марселе (1956), в групповых выставках.

Исполняла картоны для настенных ковров и сама ткала ковры. Получила приз города Парижа за настенный ковер, исполненный в мастерских Aubusson (1954). Участвовала в европейских выставках ковров и тканей, в том числе в бьеннале настенных ковров в Лозанне (1975). Известна в библиофильских кругах как иллюстратор малотиражных книг для писателей и поэтов. В 1967 исполнила «Книгу предков» (живопись в форме тетради), которую приобрело государство.

В 1970-е создавала «большие куклы» – фантастические манекены, похожие на языческих истуканов. В 1972 в Центре современного искусства в аббатстве Больё-ан-Руерг (Beaulieu en Rouergue, деп. Тар и Гаронна) состоялась ретроспективная выставка «Карская – 25 лет изобретений», в 1974 – выставка в Вильнëв-сюр-Лот (деп. Ло и Гаронна; совм. с Верой Пагава и Марией Ментон), в 1980 – ретроспективная выставка, организованная Национальным фондом пластических и графических искусств в Париже. Работы были показаны на выставках «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и «Снова русские» в парижской галерее Françoise Tournié (1975). В 1989 исполнила последний цикл – «Семь саркофагов», представляющий собой композиции из кукол, размещенных в ящиках, и провела последнюю выставку в парижской галерее Philip. Оставила мемуары.

Похоронена на кладбище Банье в Париже. В 1997 посмертные ретроспективные выставки состоялись в музее художника и печатника П.-А. Бенуа в г. Алес (деп. Гар) и в парижской галерее Pierre Brullé. В 2005 ретроспектива работ, приуроченная к 100-летию художницы, прошла в аббатстве Больё-ан-Руерг. Представлена в Национальном музее современного искусства в Париже и Музее Сент-Этьенна. В 2003 работы были показаны в ГРМ на выставке «Русский Париж».

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; AI 6/597, 9/471, 12/488, 13/494, 19/506, 21/500, 27/476; Seuphor1.

Ю. А[нненков]. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1968. 28 марта (№ 2680).

Брюлле П. Русские истоки творчества Иды Карской // Пинакотека. № 13–14 (2002). С. 235-237.

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 212-215 (илл.).

А. Вишневский. Перехваченные письма [Письма Иды и Сергея Карских]. М.: ОГИ, 2008.

Ida Karskaya: 20 jeux nécessaires – 40 gestes inutiles / Préf. par H. Calet, M. Bernard, F. Ponge, M. Nadeau, J. Paulhan: [Catalogue]. Galerie Breteau. Paris, 1949.

Paulhan J. Karskaya // XXe Siècle. 1962. Juin (N 24). P. 93–95.

Karskaya. Peintures, collages, objets / Text par J. Paulhan et G. Bonnefoi: [Catalogue]. Galerie Karl Flinker. Pa-ris, 1962.

Karskaya / Text par G. Bonnefoi: [Catalogue]. Centre d’art contemporain de L’Abbaye de Beaulieu. S. l., 1972.

Bonnefoi G. Karskaya ou le jeu nécessaire // XXe Siècle. 1972. Déc. (N 39). P. 148–149.

Ida Karskaya: [Catalogue]. Musée-Bibliothèque Pierre André Benoit. S. l., Dossier de presse, 1997.

Сочинения:

[Воспоминания] // Slavic studies (Stanford). 1999. Vol. 20.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.10.2011