БАРАНОВ-РОССИНЕ (собств. Баранов) Владимир (Шулим-Вольф) Давидович

Baranoff-Rossiné (né Baranoff) V.

В. Д. Баранов-Россине

1/13 января 1888 (с. Великая Лепатиха, Мелитопольский уезд, Таврическая губ., ныне Херсонская обл., Украина) – 1944 (Аушвиц / Освенцим, Польша). Живописец, скульптор.

Сын мещанина. В 1903–1908 учился на живописном отделении Одесского художественного училища у К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского, в 1908–1909 – в ИАХ, откуда был отчислен за непосещение занятий.

Участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос» (М., 1907/08), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Импрессионисты» (СПб., 1909; Вильно, 1909/10) и «Современная живопись» (Екатеринодар, 1912).

В 1910 уехал в Париж. Выставлял пейзажи и натюрморты в салонах: Осеннем (1910–1913), Независимых (1911–1913), а также в Цюрихе (1912) и Амстердаме (1914). Выступал под псевдонимом Даниэль Россине и присоединил его к фамилии. В 1914 показал в салоне Независимых абстрактную скульптуру «Симфония № 2», выполненную в виде комбинации раскрашенных металлических труб, проволоки и пружин. Скульптура удостоилась похвалы Г. Аполлинера и А. Сальмона (газета «Intransigeant», 28 февраля 1914) и принесла ему известность. Работал над проблемой синтеза музыки и цвета. Сконструировал клавир «оптофон», каждый клавиш которого соответствовал не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран-«хромотрон» с помощью сложной системы оптических фильтров. В 1915–1917 работал в Скандинавии. В 1916 устроил персональную выставку в гал. Blomqvist в Христиании (ныне Осло) и провел оптофоновый концерт в Стокгольме.

В феврале 1917 вернулся в Петроград. Исполнил ряд картин на тему революции, в том числе символическое полотно «Репрессия». В ноябре 1917 показал свыше 60 работ на Выставке современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. В. Добычиной. В 1918 написал панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы» и «365 революционных дней» для оформления площади Восстания к 1-й годовщине Октября. Осенью 1918 возглавил живописную мастерскую в бывшей ИАХ. Весной 1919 переехал в Москву, был избран профессором ГСХМ (позже – ВХУТЕМАС), вошел в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Наркомпросе. Создавал простейшие абстрактно-геометрические композиции, близкие к супрематизму. Участвовал в выставках: картин и скульптуры художников-евреев (М., 1918), «Мир искусства» (Пг., 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).

В 1923 провел цветомузыкальные концерты в театре В. Э. Мейерхольда. 9 ноября 1924 в Большом театре состоялся Оптофонический цвето-зрительный концерт, на котором сам исполнял «партию света» в сопровождении симфонического оркестра под руководством дирижера В.И. Сука. Со вступительным словом выступил В. Б. Шкловский.

С 1925 в эмиграции в Париже. Под влиянием сюрреализма разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании «ленты Мёбиуса». Исполнял полихромные скульптуры, комбинируя разнородные материалы («Политехническая скульптура», 1933). В 1925–1942 выставлялся в салоне Независимых, участвовал в Международной выставке в Париже (1937), в салоне Новых реальностей (1939) и Выставке художников-музыкантов в Лиможе (1939). В 1930-е создал и запатентовал ряд изобретений, основанных на оптических эффектах, в частности «хромофотомер» (прибор для анализа качества драгоценных камней) и «мультиперко» (прибор для производства и очистки химических растворов). В начале войны пытался приложить свой опыт живописца к решению проблемы военного камуфляжа. В ноябре 1943 был арестован в Париже оккупационными властями, как еврей; погиб в концлагере.

В 1972 дети художника передали Музею современного искусства в Париже 38 его работ. Был представлен на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (1972).

Ретроспективные выставки состоялись в Париже (гал. Art vivant, 1954; гал. Jean Chauvelin, 1970; Национальный музей современного искусства, 1972/73; гал. Verneuil Saints Pères, 1984; гал. Bourgoin Pissaro, 1988), Лондоне (гал. Rutland, 1970), Берлине (гал. Brusberg, 1983, 1995). Работы были показаны на выставках «Русский авангард от Кандинского до наших дней» в Кёльне (Gmurzynska, 1968), «Конструктивизм и движение» в Париже (La Maison des Quatre-Vents, 1968), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Париж – Москва» и «Москва – Париж» (1980–1981), «Великая утопия. Русский авангард 1915–1932» (Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Нью-Йорк, 1992–1993), «От Малевича до Кабакова» (Кёльн, 1993/94) и др. В России ретроспективные выставки состоялись в ГТГ (2002), ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина (2007).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1908. Д. 90; КЕЭ 1/116–117; ХРЗ; AI 19/114, 20/109, 21/111, 25/102, 28/117.

Амшей Круглый. Письма из Парижа // Против течения (СПб.). 1911. 29 окт. (№ 7).

М-ва З. Весенняя выставка в Париже // Приазовский край. 1911. 8 июля.

Жизнь искусства. 1918. 21 ноября.

Изобразительное искусство. 1919. № 1. С. 43 (репр.), 51.

Чемоданов С. Оптофонический концерт // Новая рампа. 1924. № 24. С. 8.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1968. 3 окт. (№ 2706). С. 9; 1970. 19 февр.

(№ 2778). С. 9; 1972. 28 дек. (№ 2927). С. 11.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования / Под ред. Е. А. Сперанской. М., 1971.

Зорин С. Цвет, движение, музыка // Панорама искусств-78. М., 1979. С. 326.

Родченко А. М. Статьи; Воспоминания; Автобиографические записки; Письма / Сост. В. А. Родченко. М., 1982. С. 136–137.

Иванов М. А Родина у них одна // Сов. культура, 1982. 12 янв.

Галеев Б. М. Эксперименты В. Баранова-Россине в театре // Светомузыка в театре и на эстраде: Сборник тезисов научно-технического семинара. Казань, 1992. С. 19–21.

Перцева Т. М. «Оптофония» Баранова-Россине: История и документы // Там же. С. 64–67.

Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. М., 1992.

Шатских А. Владимир Давидович Баранов-Россине (1888–1944) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 4. Иерусалим, 1995. С. 25–32.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Галеев Б. М. Находка в Париже (о неизвестной встрече В. Баранова-Россине с А. Скрябиным) // Казань. 2000. № 4. С. 59 – 64.

Сарабьянов А. Д. Владимир-Баранов-Россине. М., 2002.

Baranoff-Rossine. Баранов-Россине. Каталог выставки / ГТГ. Вступ. ст. Ж.-К. Маркаде, Г. Поспелова, В. Круглова. М., 2002.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 120–121 (илл.).

Владимир Баранов-Россине – художник русского авангарда: каталог выставки / ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина; авт. ст. А. Шатских, Н. Автономова, А. Сарабьянов. СПб., 2007.

Vladimir Baranoff-Rossiné / Préface par Jean-Claude et Valentine Marcadé: [Catalogue]. Galerie Jean Chauvelin. Paris, 1970.

Vladimir Baranoff-Rossiné. 1888–1944: Retrospective exhibition. Rutland Gallery. London, [1971].

Vladimir Baranoff-Rossiné / Préface par Michel Hoog: [Catalogue]. Musée National d’Art Moderne. Paris, 1972.

Baranoff-Rossiné. 1888–1944: [Catalogue]. Galerie Verneuil. [Paris], 1984.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 86-89.

Сочинения:

Dispositif mécanique pour la composition et les combinaisons de dessins et de couleurs // Brevet d'invention. N° 626.435. Ministère du Commerce et de l'Industrie, Direction de la propriété industrielle. Paris, 1927.

La Généalogie de la peinture // Abstraction-Création art non figuratif. N. 2. Paris, 1933.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

21.02.2011