ЦЕРКОВЬ СВ. ПРП. СИМЕОНА ДИВНОГОРЦА. Дрезден, Германия

Russische hl. Simeon-Kirche

Церковь свт. Симеона Дивногорца. Дрезден, Германия

Дрезден был столицей Саксонского королевства и до страшной бомбардировки в феврале 1945 года назывался из-за своей красоты «Флоренцией на Эльбе». Город пользовался большой популярностью у русских путешественников — каждый, кто бывал в Германии, непременно его посещал, прежде всего ради знаменитой картинной галереи. В 1869–1871 здесь жил Ф. М. Достоевский, писавший роман «Бесы», в 1906–1909 — С. В. Рахманинов. Вторую половину своей жизни провела в Дрездене поэтесса К. К. Павлова. В местной церкви был крещен П. А. Столыпин.

В XVIII веке в городе уже действовала российская миссия. При ней в 1746 служил командированный православный священник. В 1779 было решено устроить домовую церковь, но лишь в начале 1787 молодой настоятель Николай Васильевич Музовский привез в Дрезден золоченую с чернью утварь, облачения и богослужебные книги. Походная церковь была поставлена в доме посланника. Пять икон в иконостасе написали местные художники, на что было отпущено 617 руб Эта церковь действовала до начала наполеоновских войн в Германии. В 1791–1800 в ней служил о. Иоанн Чудовский, переведенный затем в Берлин. В годы войны с Наполеоном, в 1813–1814, церковь была устроена во дворце Брюля, где жил русский губернатор Саксонии.

В последующие десятилетия церкви в Дрездене не было, хотя миссия продолжала действовать, и русские часто навещали город. К 1860 в Дрездене жило около 300 русских семей, которые, собрав средства, наняли в частном доме на Бойстштрасе, 4 помещение, где в 1861, за неделю до Пасхи, о. Николаем Юхновским была освящена православная церковь Входа Господня в Иерусалим. Утварь и облачения для нее частью были приобретены, частью пожертвованы. В 1863–1864 местный зодчий Тиме, долго живший в России, выстроил дом в новом Английском квартале с церковным залом на 450 человек размером 30 на 12 аршин.

Зал располагался на первом этаже и отличался «удобством и православным великолепием». По словам Юхновского, 1 октября 1864 освятившего эту церковь, «4 колонны делят зал на три довольно обширные отделения, освещаемые тремя паникадилами из богемского хрусталя. Иконостас поставлен прежний — натурального дуба с несколько измененным верхом и прибавлением 2 местных икон». Со временем иконостас думали нарастить и снаружи сделать алтарную апсиду. 12 мая 1865, на панихиде по Цесаревичу Николаю Александровичу, в этой церкви присутствовали вел. кнн. Александра Иосифовна, Дмитрий и Ольга Константиновна.

Прошло два года, церковный совет решил выстроить отдельный храм, и вышеупомянутый Тиме сочинил проект, но помешала неблагоприятная политическая обстановка. В 1871 была создана строительная комиссия, поскольку домовой церкви грозило закрытие — кончался срок аренды, и домовладелец продал дом. Комиссию возглавил тит. с. Михаил Адрианович Устинов, который открыл подписку по сбору пожертвований. Его поддержал назначенный в 1869 настоятелем о. Александр Федорович Розанов. Вскоре было собрано 11 тыс. талеров.

Для постройки церкви городские власти предложили место в предместье Нойштадт, но российский подданный пот. поч. гражд. А. Ф. Вольнер, бывший лютеранином, подарил другой, больший (полдесятины) участок — недалеко от вокзала, на Рейхштрасе, 19, в одном из лучших кварталов, застроенном богатыми виллами. На склоне этого участка 25 апреля 1872 настоятелем в присутствии русского посланника В. Е. Коцебу и местного бургомистра было заложено здание церкви. Ее проект бесплатно составил русский придворный архитектор Г. А. Боссе, живший в отставке в Дрездене, а строительными работами руководили местные зодчие Эрнст Бехер и Карл-Роберт Вейсбах. В том же году член строительного комитета Д. И. Образцов подарил соседний с храмом участок под причтовый дом.

Строительство велось главным образом на средства попечителя (хотя по тысяче талеров пожертвовали Государь и вел. кн. Ольга Николаевна) — отставного сановника д. с. с. Семена Семеновича Викулина, давшего 150 тыс. руб., и его сестры Татьяны Семеновны Норовой. По этой причине, когда 24 мая 1874 о. Александр Розанов (много, несмотря на расстроенное здоровье, потрудившийся для постройки), прот. Михаил Раевский из Вены, прот. Константин Кустодиев из Ирома освящали новый храм, они, по просьбе прихожан, назвали его в честь небесного покровителя щедрого жертвователя — св. Симеона Дивногорца, «желая навсегда почтить память попечителя». На освящении «присутствовали все саксонские министры, высшие местные власти, высшее протестантское и католическое духовенство и множество русских, съехавших со всех концов». Огромная толпа стояла вокруг здания, вмещающего 600 человек. Общая стоимость работ, включая внутреннее убранство, составила 200 тыс. руб. В виде исключения церкви был дозволен колокольный звон.

Посетив с супругой накануне освящения новопостроенный храм, отличающийся гармоничными пропорциями, саксонский Король наградил Боссе крестом Альбрехта 1-й степени. 16 июня 1875 в храме молился Император Александр II, о чем напоминает медная мемориальная табличка на стене.

Стиль храма — русско-византийский, близкий к стилю эклектики. В здание ведет высокое крыльцо с металлическими фонарями. Стены выложены из кирпича и облицованы тесаным тюрингским песчаником, фасады прорезаны узкими окнами, в которые вставлены матовые стекла. Главный объем украшен кокошниками, арками, пилястрами и сложным карнизом и увенчан пятью голубыми куполами с ажурными золочеными крестами. К нему примыкает низкая трапезная; на улицу выходит высокая (40 м) одноярусная шатровая колокольня, оформленная арочным порталом и завершенная золоченой главкой. На первом этаже размещается приходской зал, квартира для сторожа и котельная. Священник живет в домике при церкви.

Двухъярусный иконостас сложного профиля и ограда солеи сделаны из белого каррарского мрамора. Иконы (числом 13) написал на золотом фоне местный художник Джеймс Маршал, запрестольный образ св. Симеона привезен из Праги. Резные царские врата позолочены; новый витраж в алтарном окне изображает Воскресение Христово. Цесаревич Александр Александрович подарил храму большую серебряную дарохранительницу, сделанную ювелиром А. М. Постниковым (она изображает Пантелеимоновскую церковь в Удельной, в Петербурге), Иерусалимский Патриарх Никодим — образ Воскресения Христова, написанный на доске от Кувуклии. Бронзовое паникадило было изготовлено в Вене. Сохранились старые бронзовые кандилы и хоругви. Задуманную полную роспись интерьера так и не удалось осуществить из-за недостатка средств. Над входом помещен образ Казанской Божией Матери работы Юнкера.

Вскоре после освящения храма русская колония резко сократилась из-за экономических и политических причин, и потому в 1876 церковь пришлось приписать к местной российской миссии. В 1879 настоятель создал при храме братство для восстановления православных церквей и монастырей в Боснии и Герцеговине. Умерших прихожан хоронили на Вейдендамском и Троицком кладбищах.

К своему 25-летию храм был отремонтирован на сумму в 15 тыс. марок: позолочены кресты, почищен иконостас, в окна вставлены витражи. К юбилею коммерции советник Михаил Николаевич Журавлев пожертвовал две иконы: свт. Николая и св. Ольги. Он же выделил крупную сумму на ремонт. Еще раньше, в 1884, А. И. Нелидов, российский посол в Турции, подарил храму Распятие с частицей Животворящего Креста.

С 1902 причт (он состоял из настоятеля и двух псаломщиков) во главе с прот. Николаем Николаевичем Писаревским, переведенным в 1883 из Веймара, окормлял также русские церкви на богемских курортах Франценсбад и Мариенбад. Настоятель создал приходское попечительство, которое взяло на себя заботу о храме. При нем в 1903 в храме принял Православие с именем Серафим молодой протестант Альберт Ляде, будущий митрополит Берлинский и Германский.

С началом Первой мировой войны, когда настоятелем (с 1911) был прот. Димитрий Николаевич Якшич, окончивший Венский университет, храм был закрыт, медь с куполов собрана, семь колоколов (самый большой весил две тонны) с колокольни сняты и перелиты. Распущен был и смешанный церковный хор из немцев.

После большевистского переворота в России община подчинилась Русской Православной Церкви за границей, однако, с 1927 находилась в юрисдикции митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского), который перешел под омофор Вселенского Патриарха. В первое время в ней было около сотни прихожан — среди них философ Ф. А. Степун, — но затем их число снизилось почти вдвое. В 1924 возникло сестричество, которое заботилось о бедных и стариках; действовала воскресная школа для детей.

Два десятилетия (1921–1940) в церкви служил прот. Иоанн Можаровский, тип «сельского батюшки» (он привлек в приход греков), которого сменил о. Димитрий Трухманов, окромлявший 80–100 верующих. При нем храм в 1939 перешел в юрисдикцию митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде) из РПЦЗ. В войну власти запретили крестные ходы вокруг церкви и не раз допрашивали членов клира, хотя и позволяли служить для советских военнопленных.

Во время страшного налета 13 февраля 1945 на Дрезден англо-американской авиации храм, стоящий неподалеку от Главного вокзала, чудом уцелел, но получил серьезные повреждения (особенно пострадала колокольня), которые в 1948–1952 были устранены архитектором Р. И. Фишером. Это произошло при прот. Сергии Самойловиче, который осенью 1945 присоединился к Московской Патриархии. При другом настоятеле — о. Борисе Буракове (1961–1968) купола были покрыты медью. 20 февраля 1964 в подвале был освящен Никольский придел, в котором служили в холодное время года.

После ухода о. Бориса службы стали нерегулярными и установились лишь в 1971, когда причт возглавил о. Михаил Дандар. 8 июня 1974 торжественно было отпраздновано столетие церкви, и о ней была издана брошюра. В следующем году на колокольне появились колокола, отлитые в городе Апольда.

С объединением двух Германий храм — единственный из русских церквей на территории бывшей ГДР — должен был по закону отойти к Русской Православной Церкви за границей. Московская Патриархия начала судебные тяжбы, которые прекратились в 2003 после начала переговоров об объединении РПЦЗ и Московской Патриархии. Прот. Георгий Давыдов, назначенный в 1984, по-прежнему настоятельствует в храме. С 1995 городскими властями внутри ведутся неспешные восстановительные работы, ибо здание считается памятником архитектуры.

Русская община в Дрездене ныне довольно многочисленна (около тысячи человек), и богослужения хорошо посещаются. Прихожане, в основном, бывшие советские граждане, которые волею судьбы обосновались в городе и его окрестностях.

В воскресенье, 6 июня 1999, архиепископы Калужский и Боровский Климент и Берлинский и Германский Феофан отслужили в храме праздничную литургию в честь его 125-летия. Это торжество стало городским событием и напомнило о том, что русское присутствие в Дрездене сохраняется. К сожалению, многие туристы из России при посещении Дрездена не знают, что в нем действует старинный русский храм.

Адрес: Fritz-Löffler-Strasse, 19, D-01069 Dresden

Библиография:

* РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 272; Оп. 84. Д. 733. Л. 2; Ф. 797. Оп. 44 (2 отд. 3 ст.). Д. 50;

ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 13293, 13358; Оп. 56. Д. 28; Оп. 63. Д. 10; Оп. 71. Д. 4.

Православный храм в Дрездене. Краткий исторический очерк. Дрезден, 1874.

Церковно-общественный вестник. 1874. № 14. С. 7; № 66. С. 4; № 67. С. 3–4.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1874. № 281. С. 330.

Иллюстрированная неделя. 1875. № 5. С. 77–78.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1899. № 35. С. 1413–1415.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 74–75; 1906. С. 110–114.

Журнал Московской Патриархии. 1950. № 10. С. 35.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 385.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1993. № 6. С. 21–23; 1997. № 2. С. 16; 1998. № 1. С. 35.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 104.

Dresdener Anzeiger. 1868. № 203. S. 14; 1874. № 155–157.

Stimme der Orthodoxie. Berlin. 1974. № 5. S. 19–30; № 9. S. 17–20.

Mai N., Flemming J. Die russischen Kirchen in Potsdam, Weimar, Dresden, Leipzig. Berlin, 1988. S. 15–20.

Russisch-Orthodoxe Kirche in Dresden. (Faltblatt). Dresden, 1988.

Seide G. Russische Orthodoxe Gemeinden und Kirchen in Deutschland. 1995. (Manuskript).

Dehio G. Handbuch der deutschen Kunstdenkmäler: Sachsen. Dresden, 1996. S. 212–213.

Focus. 1998. № 29. S. 15.

125-Jahre Russisch-Orthodoxe Kirche zu Dresden. Dresden, 1999.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

20.11.2013