ЦЕРКОВЬ СВ. МЦ. ЦАР. АЛЕКСАНДРЫ. Бад-Эмс, Германия
Russische hl. Alexandra-Kirche
Своим возникновением эта церковь непосредственно обязана Императрице Александре Феодоровне, вдове Николая I, и ее сыну Императору Александру II, который в 1860–1870-е не раз лечился в находившемся в герцогстве Нассаусском Бад-Эмсе теплыми водами, известными еще римлянам. Он любил этот небольшой (здесь жило всего 2500 жителей) немецкий курорт, расположенный на берегу р. Лан среди живописных холмов. Считалось, что воды Эмса полезны «для людей раздражительных и нервных, а в особенности для женщин», поэтому ими пользовалась и супруга Императора Александра II. Здесь на лечении и отдыхе Император часто встречался с прусским Королем Вильгельмом I, который с 1867 ежегодно гостил в Эмсе. Отсюда Бисмарком была послана знаменитая депеша, ставшая поводом к франко-прусской войне.
Поэт П. А. Вяземский, завсегдатай модного международного курорта, посвятил ему такие строки:
Красивый Эмс с целебными водами
И зеленью обитыми скалами,
Как свежим бархатным ковром,
И с тихою, извилистою Ланой,
Струящейся лениво под охраной
Гор, оцепившихся кругом.
Центром города был богато убранный и украшенный фресками кургаус на набережной, состоявший из трех зданий, в которых находилось около 300 комнат для отдыхающих. Мраморной колоннадой он соединялся со зданием вод, с огромным залом, где устраивались балы и концерты.
Начиная с 1820-х, Эмс пользовался популярностью у русских — здесь несколько раз лечились В. А. Жуковский и Ф. М. Достоевский, бывали Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Поэтому уже в 1857 из жителей Эмса образовался комитет для построения православной церкви, который в следующем году просил разрешить сбор средств в России. Первое пожертвование в 2 тыс. талеров внесла вдовствующая Императрица Александра Феодоровна, которая обычно останавливалась в гостинице «Четыре башни», где для нее в 1840 была устроена походная церковь. Ей последовали вел. кн. Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. Несмотря на щедрые пожертвования, составившие 10 тыс. талеров, и содействие гр. Бисмарка, директора курорта, эта попытка, однако, закончилась неудачей — на строительство не хватало еще столько же. Все же Синод 21 июня 1861 разрешил устроить церковь и прислал образцы «проектов в православном стиле».
11 июня 1863 церковь появилась, но была походной и ставилась в круглом зале местного кургауса лишь на летний сезон: с середины июня до конца августа. Служить приезжало духовенство из Висбадена. Церковь принадлежала вюртембергской Королеве Ольге Николаевне, под чьим покровительством состоял строительный комитет, решивший «на время оставить мысль по постройке», хотя в это время на курорт приезжало до тысячи гостей из России.
К концу 1867 уже было собрано уже 12 тыс. талеров, и прусский Король, побывав в Эмсе, велел отвести бесплатно участок для постройки «на полугоре», у виллы Бальцер. Из Петербурга был затребован проект. Казалось бы, уже ничего не препятствовало началу работ, но вдруг начинание снова остановилось.
По смете архитектора Гофмана из Висбадена, составленной в 1871, на постройку церкви «в византийском стиле на 100 человек» требовалось 20 тыс. талеров, больше чем было собрано. Сбор шел плохо, так как «русские, не видя употребления собранного капитала по своему предназначению, отказываются от пожертвований».
В 1873 был создан новый строительный комитет из русских гостей, в который в частности вошли гр. А. В. Адлерберг, гр. П. А. Шувалов, генерал-лейтенант И. Д. Муханов, прот. А. В. Тачалов, д. с. с. С. И. Мережковский, а также Бродзина, бургомистр города. После долгих хлопот комитет 18 августа 1874 купил за 6885 талеров, в собственность русской казны участок Христиана фон дер Брука, вблизи виллы «Диана», и заказал смету и проект. Проект местного однокупольного храма архитектора Вебера был отклонен и 18 июня 1874 утвержден проект гессенского зодчего Гольдмана пятиглавой церкви несколько меньшего размера.
В 1874 Государь пожертвовал 3 тыс. талеров (позже добавил еще 7 тыс.) на возведение этого храма, который был заложен в том же году, 27 октября, прот. Тачаловым из Висбадена, и освящен 2 мая 1876 в память покойной Императрицы Александры Феодоровны в день ее обычного приезда на воды. Освящение провели тот же Тачалов и прот. Измайлов из Карлсруэ. Четыре дня спустя Император Александр II молился в новой церкви в именины своего внука — вел. кн. Николая Александровича, будущего Императора Николая II.
Церковь стоит на левом берегу Лана, «окруженная великолепными дачами… и составляет одно из лучших украшений этого города», хотя завершение здания нельзя назвать удачным. Площадь храма — 150 кв. м, высота — 27 м. Стиль довольно вместительного (на 150 человек) однопрестольного здания — русско-византийский, напоминающий постройки К. А. Тона. Фасады поделены на два яруса профильной тягой и завершены кокошниками; по вертикали они расчленены лопатками. Середина каждого фасада отмечена трехчастным венецианским окном с цветными стеклами, а также полуциркульным перспективным порталом с крестом наверху. Купол и главки были раньше покрыты золоченой медью; портики и наличники сделаны из желтого, цоколи и лестницы — из красного песчаника. Строительство обошлось в 30 тыс. талеров. Архитектор Гольдман и подрядчик К. Вернер за свою работу получили русские награды.
Двухъярусный иконостас был вырезан в мастерской петербургского резчика Е. И. Шрадера, выдержан в барочном вкусе и обильно позолочен. В нем всего четыре большие иконы, написанные на золоченом фоне академиком Т. А. Неффом, который работал также для висбаденской церкви. В местных образах в киотах, у правого и левого клиросов, представлены святые покровители членов семьи Александра II. Образа были исполнены на средства д. с. с. Петра Ивановича Губонина. В алтаре висит картина «Воскресение Христово» кисти известного художника В. П. Верещагина, который подарил ее после лечения на курорте. Ограда клиросов позолочена; на полу, покрытом метлахскими плитками, лежат старые ковры.
Шесть колоколов, ризница, красивое двухъярусное паникадило, хоругви и светильники были привезены из Москвы, где их изготовили на пожертвования купцов во главе с известным С. М. Третьяковым. Витражи сделал Пидман в Линнихе, лепные медальоны на фасаде — скульптор Шис из Висбадена. Начавшаяся русско-турецкая война помешала осуществить задуманную роспись интерьера, поэтому его главным украшением являются коринфские пилястры.
Перед революцией церковь была приписана к храму в Висбадене. Приход в ней был невелик, ибо Бад-Эмс во многом утратил свою привлекательность у русских отдыхающих и больных, хотя в нем по-прежнему работала гостиница «Руссишер хоф». Служили в церкви лишь летом, по особо назначаемым дням.
Вот как описывает очевидец в 1908 положение с храмом: «проживающим в Эмсе русским предлагается подписной лист для сбора пожертвований на проезд из Баден-Бадена и обратно священника и хора певчих и, при благоприятном сборе их, в будний день, кое-когда, открываются заколоченные двери нашего эмсского храма, и в нем служат».
С началом Первой мировой войны русская церковь была закрыта, и колокола в 1917 увезены на переплавку «как вражеское имущество». Колокольный звон до сих пор не восстановлен, как и медное покрытие храма, замененное при ремонте в 1928–1930 на более дешевое. Богослужение возобновилось в церкви лишь в 1922 и свершались редко, так как община была очень маленькой. Она до 1938 подчинялась митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому) в Париже и окормлялась причтом церкви в Баден-Бадене.
После Второй мировой войны храм оказался во французской оккупационной зоне. На первую службу в октябре 1946 пришло всего семь верующих. Вскоре община подчинилась Московской Патриархии, но в 1957 перешла в юрисдикцию Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии. В 1984 Верховный суд ФРГ вынес решение о возвращении здания РПЦЗ. Настоятелем был назначен о. Иоанн Тон из православных немцев.
В 1974, перед столетним юбилеем, в храме начались обширные ремонтно-реставрационные работы, завершившиеся освящением 15 июня 1991, которое совершил архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). К сожалению, из-за нехватки средств не удалось восстановить позолоту куполов — их окрасили в голубой цвет. Внутри, из стекла был сделан тамбур с небольшой экспозицией по истории храма.
Долгое время немногочисленную общину окормлял священник, дважды в месяц приезжавший из Кельна. Состояла она уже в основном не из русских и полностью собиралась лишь в престольный праздник на архиерейскую службу. Летом 1999 службы стали более постоянными, но их тоже совершает приезжий батюшка. 6 мая 2001 было отпраздновано 125-летие храма. Богослужение возглавил епископ Ишимский Евтихий из России, член Синода РПЦЗ.
Ныне в Бад-Эмс мало кто наезжает из России, хотя живописно и уютный городок и русская в нем церковь, хорошо сохранившая свое внутреннее убранство, достойны внимания образованного путешественника.
Адрес: Wilhelmsallee 12, D-56130, Bad Ems
Своим возникновением эта церковь непосредственно обязана Императрице Александре Феодоровне, вдове Николая I, и ее сыну Императору Александру II, который в 1860–1870-е не раз лечился в находившемся в герцогстве Нассаусском Бад-Эмсе теплыми водами, известными еще римлянам. Он любил этот небольшой (здесь жило всего 2500 жителей) немецкий курорт, расположенный на берегу р. Лан среди живописных холмов. Считалось, что воды Эмса полезны «для людей раздражительных и нервных, а в особенности для женщин», поэтому ими пользовалась и супруга Императора Александра II. Здесь на лечении и отдыхе Император часто встречался с прусским Королем Вильгельмом I, который с 1867 ежегодно гостил в Эмсе. Отсюда Бисмарком была послана знаменитая депеша, ставшая поводом к франко-прусской войне.
Поэт П. А. Вяземский, завсегдатай модного международного курорта, посвятил ему такие строки:
Красивый Эмс с целебными водами
И зеленью обитыми скалами,
Как свежим бархатным ковром,
И с тихою, извилистою Ланой,
Струящейся лениво под охраной
Гор, оцепившихся кругом.
Центром города был богато убранный и украшенный фресками кургаус на набережной, состоявший из трех зданий, в которых находилось около 300 комнат для отдыхающих. Мраморной колоннадой он соединялся со зданием вод, с огромным залом, где устраивались балы и концерты.
Начиная с 1820-х, Эмс пользовался популярностью у русских — здесь несколько раз лечились В. А. Жуковский и Ф. М. Достоевский, бывали Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Поэтому уже в 1857 из жителей Эмса образовался комитет для построения православной церкви, который в следующем году просил разрешить сбор средств в России. Первое пожертвование в 2 тыс. талеров внесла вдовствующая Императрица Александра Феодоровна, которая обычно останавливалась в гостинице «Четыре башни», где для нее в 1840 была устроена походная церковь. Ей последовали вел. кн. Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. Несмотря на щедрые пожертвования, составившие 10 тыс. талеров, и содействие гр. Бисмарка, директора курорта, эта попытка, однако, закончилась неудачей — на строительство не хватало еще столько же. Все же Синод 21 июня 1861 разрешил устроить церковь и прислал образцы «проектов в православном стиле».
11 июня 1863 церковь появилась, но была походной и ставилась в круглом зале местного кургауса лишь на летний сезон: с середины июня до конца августа. Служить приезжало духовенство из Висбадена. Церковь принадлежала вюртембергской Королеве Ольге Николаевне, под чьим покровительством состоял строительный комитет, решивший «на время оставить мысль по постройке», хотя в это время на курорт приезжало до тысячи гостей из России.
К концу 1867 уже было собрано уже 12 тыс. талеров, и прусский Король, побывав в Эмсе, велел отвести бесплатно участок для постройки «на полугоре», у виллы Бальцер. Из Петербурга был затребован проект. Казалось бы, уже ничего не препятствовало началу работ, но вдруг начинание снова остановилось.
По смете архитектора Гофмана из Висбадена, составленной в 1871, на постройку церкви «в византийском стиле на 100 человек» требовалось 20 тыс. талеров, больше чем было собрано. Сбор шел плохо, так как «русские, не видя употребления собранного капитала по своему предназначению, отказываются от пожертвований».
В 1873 был создан новый строительный комитет из русских гостей, в который в частности вошли гр. А. В. Адлерберг, гр. П. А. Шувалов, генерал-лейтенант И. Д. Муханов, прот. А. В. Тачалов, д. с. с. С. И. Мережковский, а также Бродзина, бургомистр города. После долгих хлопот комитет 18 августа 1874 купил за 6885 талеров, в собственность русской казны участок Христиана фон дер Брука, вблизи виллы «Диана», и заказал смету и проект. Проект местного однокупольного храма архитектора Вебера был отклонен и 18 июня 1874 утвержден проект гессенского зодчего Гольдмана пятиглавой церкви несколько меньшего размера.
В 1874 Государь пожертвовал 3 тыс. талеров (позже добавил еще 7 тыс.) на возведение этого храма, который был заложен в том же году, 27 октября, прот. Тачаловым из Висбадена, и освящен 2 мая 1876 в память покойной Императрицы Александры Феодоровны в день ее обычного приезда на воды. Освящение провели тот же Тачалов и прот. Измайлов из Карлсруэ. Четыре дня спустя Император Александр II молился в новой церкви в именины своего внука — вел. кн. Николая Александровича, будущего Императора Николая II.
Церковь стоит на левом берегу Лана, «окруженная великолепными дачами… и составляет одно из лучших украшений этого города», хотя завершение здания нельзя назвать удачным. Площадь храма — 150 кв. м, высота — 27 м. Стиль довольно вместительного (на 150 человек) однопрестольного здания — русско-византийский, напоминающий постройки К. А. Тона. Фасады поделены на два яруса профильной тягой и завершены кокошниками; по вертикали они расчленены лопатками. Середина каждого фасада отмечена трехчастным венецианским окном с цветными стеклами, а также полуциркульным перспективным порталом с крестом наверху. Купол и главки были раньше покрыты золоченой медью; портики и наличники сделаны из желтого, цоколи и лестницы — из красного песчаника. Строительство обошлось в 30 тыс. талеров. Архитектор Гольдман и подрядчик К. Вернер за свою работу получили русские награды.
Двухъярусный иконостас был вырезан в мастерской петербургского резчика Е. И. Шрадера, выдержан в барочном вкусе и обильно позолочен. В нем всего четыре большие иконы, написанные на золоченом фоне академиком Т. А. Неффом, который работал также для висбаденской церкви. В местных образах в киотах, у правого и левого клиросов, представлены святые покровители членов семьи Александра II. Образа были исполнены на средства д. с. с. Петра Ивановича Губонина. В алтаре висит картина «Воскресение Христово» кисти известного художника В. П. Верещагина, который подарил ее после лечения на курорте. Ограда клиросов позолочена; на полу, покрытом метлахскими плитками, лежат старые ковры.
Шесть колоколов, ризница, красивое двухъярусное паникадило, хоругви и светильники были привезены из Москвы, где их изготовили на пожертвования купцов во главе с известным С. М. Третьяковым. Витражи сделал Пидман в Линнихе, лепные медальоны на фасаде — скульптор Шис из Висбадена. Начавшаяся русско-турецкая война помешала осуществить задуманную роспись интерьера, поэтому его главным украшением являются коринфские пилястры.
Перед революцией церковь была приписана к храму в Висбадене. Приход в ней был невелик, ибо Бад-Эмс во многом утратил свою привлекательность у русских отдыхающих и больных, хотя в нем по-прежнему работала гостиница «Руссишер хоф». Служили в церкви лишь летом, по особо назначаемым дням.
Вот как описывает очевидец в 1908 положение с храмом: «проживающим в Эмсе русским предлагается подписной лист для сбора пожертвований на проезд из Баден-Бадена и обратно священника и хора певчих и, при благоприятном сборе их, в будний день, кое-когда, открываются заколоченные двери нашего эмсского храма, и в нем служат».
С началом Первой мировой войны русская церковь была закрыта, и колокола в 1917 увезены на переплавку «как вражеское имущество». Колокольный звон до сих пор не восстановлен, как и медное покрытие храма, замененное при ремонте в 1928–1930 на более дешевое. Богослужение возобновилось в церкви лишь в 1922 и свершались редко, так как община была очень маленькой. Она до 1938 подчинялась митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому) в Париже и окормлялась причтом церкви в Баден-Бадене.
После Второй мировой войны храм оказался во французской оккупационной зоне. На первую службу в октябре 1946 пришло всего семь верующих. Вскоре община подчинилась Московской Патриархии, но в 1957 перешла в юрисдикцию Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии. В 1984 Верховный суд ФРГ вынес решение о возвращении здания РПЦЗ. Настоятелем был назначен о. Иоанн Тон из православных немцев.
В 1974, перед столетним юбилеем, в храме начались обширные ремонтно-реставрационные работы, завершившиеся освящением 15 июня 1991, которое совершил архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). К сожалению, из-за нехватки средств не удалось восстановить позолоту куполов — их окрасили в голубой цвет. Внутри, из стекла был сделан тамбур с небольшой экспозицией по истории храма.
Долгое время немногочисленную общину окормлял священник, дважды в месяц приезжавший из Кельна. Состояла она уже в основном не из русских и полностью собиралась лишь в престольный праздник на архиерейскую службу. Летом 1999 службы стали более постоянными, но их тоже совершает приезжий батюшка. 6 мая 2001 было отпраздновано 125-летие храма. Богослужение возглавил епископ Ишимский Евтихий из России, член Синода РПЦЗ.
Ныне в Бад-Эмс мало кто наезжает из России, хотя живописно и уютный городок и русская в нем церковь, хорошо сохранившая свое внутреннее убранство, достойны внимания образованного путешественника.
Адрес: Wilhelmsallee 12, D-56130, Bad Ems
Библиография: |
* РГИА. Ф. 469. Оп. 10. Д. 735; Ф. 796. Оп. 142. Д. 392; Ф. 797. Оп. 28 (2 отд. 3 ст.). Д. 336; Оп. 37 (2 отд. 2 ст.) Д. 247. Новое время. 1876. № 67. Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1876. № 370. С. 101, 106. Курские епархиальные ведомости. 1876. № 10. С. 490–491. Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 77; 1906. С. 423–425. Церковная жизнь. 1984. № 3–4. С. 86–88. Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1991. № 4. С. 11–12; 1997. № 6. С. 17–19. C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 101. Russische Kirchen in deutschen Bödern. Begleitschrift zur Ausstellung. Bad Homburg, 1990. S. 22–23. Seide G. Russische Kirche Bad Ems. Bad Ems, 1993. |
Сайты: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
20.11.2013 |