СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Берлин, Германия

Christi Auferstehung-Kathedrale

Собор Воскресения Христова. Берлин, Германия.

Когда в 1718 в Берлине открылась первая русская церковь, город был столицей королевской Пруссии. Церковь с переносным антиминсом была устроена первым российским послом гр. А. Г. Головкиным и размещалась в его доме. Так было и позднее — храм перемещался с послом из одного наемного дома в другой. В 1744 он был освящен во имя св. Владимира. Священников присылали из России, и они оставались в Берлине на несколько лет.

Какое-то время богослужений по разным причинам вообще не было и потому в феврале 1763 посланник кн. В. С. Долгорукий просил «о присылке священника с походною церковью». В конце года таковая церковь была доставлена из Голландии. В 1774 она размещалась в посольском доме на Вильгельмштрасе и ее настоятелем был о. Трифон Кедрин.

После его смерти, почти двадцать лет, начиная с 1783, прослужил в берлинской церкви о. Гавриил Симеонович Данков. При нем из Петербурга была прислана плащаница, написанная известным живописцем А. П. Антроповым. Данкова сменил в 1800 о. Иоанн Чудовский, окончивший в Петербурге Духовную академию. При нем дважды, в 1807 и 1812, богослужения прекращались из-за войны с французами. Умер этот долголетний настоятель в 1834 и был похоронен около русской церкви в Потсдаме.

В конце 1837 Император Николай 1 купил за 93 тыс. талеров у герцогини Саган особняк на Унтер ден Линден, главной улице Берлина. В нем разместились российская дипломатическая миссия и домовая церковь св. Владимира. Площадь этой посольской церкви в пять окон была 50 кв. м, и она находилась на первом этаже дворового флигеля, вмещая всего 150–175 человек. На ней не было «ни купола, ни креста, ни звона, вообще никакого внешнего признака православного храма». В дни праздников в церкви было «так тесно и душно, что многие не могли выстоять всей службы до конца». В хоре по-церковнославянски пели немцы и немки.

В 1855 Троице-Сергиева лавра подарила берлинскому храму иконы «высокого древнерусского письма» для нового иконостаса из полированного дуба. Их написал иконописец Малышев по золотому фону. Часть образов взяли из прежнего иконостаса. Митрополит Московский Филарет пожертвовал древний аналойный образ «Воскресения Христова». Изменением убранства занимался настоятель прот. Василий Полисадов, который считал в те годы свой храм «лучшим из наших заграничных домовых церквей».

Около левого клироса была укреплена золоченая бронзовая доска о том, что в Покров 1889 на этом месте молились Император Александр III и Цесаревич Георгий. В резном киоте с инкрустацией находилась икона свт. Николая, перед которой стояли ажурные подсвечники, подаренные П. И. Харитоненко в память о спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении в 1891 в японском городе Отсу.

После переезда на Унтер ден Линден церкви до революции было всего четыре настоятеля: Дормидонт Соколов (1834–1853), Василий Полисадов (1853–1858), Тарасий Серединский (1859–1886), переведенный из Неаполя, и энергичнейший Алексий Мальцев (1886–1914), который пользовался расположением самого Кайзера. В 1914 ему в помощь назначили второго священника, который прослужил всего месяц, ибо вскоре началась война.

К концу ХIХ века все больше ощущалось, что посольская церковь «не отвечает по своей более чем скромной внешности ни достоинству Православия, ни величию русской идеи, ни даже желаниям и ожиданиям самих германских высоких особ». Идея построить отдельный православный храм в Берлине появилась рано; особенно она стала актуальной с 1890, когда новообразованное Свято-Владимирское братство поставило ее в свою программу. Однако только в 1895 для этой цели была выдана сборная книга. «Многие русские, — писал журналист в 1906, — высказывают готовность прийти на помощь в этом деле... Это задача грандиозная... Хорошо, если удастся выхлопотать землю в центре города, а покупать ее стоит непомерных затрат».

Дело осложнялось тем, что в Берлине не имелось настоящей русской колонии. Как отмечал в начале ХХ века российский посол гр. Н. Д. Остен-Сакен, в городе «всего несколько сот душ настоящих русских семей, остальные большей частью евреи-эмигранты из России», да революционно настроенные студенты. Число прихожан в это время оценивалось в 300 человек, включая нерусских. Посольская церковь по воскресеньям была, однако, переполнена до крайности — «часть молящихся толпится в холодном церковном коридоре».

За 15 лет Свято-Владимирское братство собрало 260 тыс. марок, которые хранились в банке, но на строительство требовалось еще столько же. В 1910 кжн. Мария Андреевна Мещерская завещала 10 тыс. руб., однако, денег все равно не хватало, и Мальцев обратился за помощью к Николаю II, который приказал отпустить 54 тыс. марок из Капитула орденов. Настоятель также просил германское правительство безвозмездно предоставить участок для задуманного собора св. ап. Андрея Первозванного с приделами свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры. Однако, вскоре началась Первая мировая война, российское посольство закрылось, настоятель уехал в Петербург и вскоре умер.

Когда в 1918 после Брестского мира здание посольства заняли советские дипломаты, группе русской молодежи удалось вынести из церкви часть икон и памятные доски. В 1921 архиепископ Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) провел в посольской церкви последние службы. С апреля 1922 они уже свершались то в классах Русской гимназии, то в здании Германского Красного Креста в Шарлоттенбурге, а в Пасху — в протестантских храмах. Нужда в своем поместительном храме оставалась очень насущной, так как в Берлине и его окрестностях нашли себе приют десятки тысяч беженцев из России.

Собрав, наконец, среди эмигрантов необходимые 25 тыс. марок, епископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) приступил в 1925, по проекту Н. В. Васильева и Гельриха, к постройке на Находштрасе, 10, близ Фербеллинер платц, доходного дома с церковью на верхнем этаже, которой дали название посольского храма. 5 ноября 1928 эту церковь освятил митрополит Антоний (Храповицкий), Первоиерарх РПЦЗ. В этом же доме разместилась Русская гимназия. Новый храм на десять лет стал кафедральным собором новообразованной Германской епархии. Однако, из-за финансового кризиса в стране, приведшего, кстати, к массовому отъезду русских эмигрантов, был просрочен долг строительной фирме и дом перешел в ее собственность.

В августе 1935 дом был куплен немецкими профсоюзами, которые решили его снести, чтобы на этом месте возвести современный административный комплекс. От общины потребовали освободить помещение, однако епископ Тихон обратился к властям, принявшим в начале 1936 решение: «При взаимодействии Рейха и “Рабочего фронта”, за счет этих двух органов, необходимо построить русскую православную церковь в виде небольшого деревянного храма на другом месте, но близ Фербеллинер платц». В это время столичная община насчитывала 324 человека.

Преследуя внешнеполитические и пропагандистские цели, Министерство церковных дел в конце концов предложило вместо деревянной церковки возвести каменный собор. Оно приобрело за 12 тыс. марок участок в районе Вильмерсдорф, недалеко от Находштрасе, и выделило на строительство 27 тыс. марок, почти половину сметной суммы. 20 тыс. дали немецкие профсоюзы, 3 тыс. — Министерство иностранных дел. Гитлер отказался участвовать в расходах. Комитет по сбору пожертвований во главе с генералом В. В. Бискупским, созданный при епархии, собрал более 6 тыс. марок; из Сербии 5 тыс. марок прислал принц-регент.

31 августа 1936 однопрестольный собор на 500 человек был заложен епископом Тихоном по проекту русского архитектора-эмигранта Сергея Шостовского, который в экстерьере вдохновился новгородским зодчеством, в интерьере — византийско-романским стилем. Строительством бетонного здания, до сих пор остающегося в собственности немецкого государства, два года занимался немец Карл Шельберг. Двухярусный иконостас дореволюционной работы прислал из Варшавы митрополит Дионисий, глава Польской Православной Церкви.

Торжественное освящение собора в честь Воскресения Христова состоялось в Троицу, 12 июня 1938, в присутствии представителей Сербской и Болгарской Православной Церквей. Приветствия в этот день прислали Патриарх Антиохийский, архиепископы Афинский и Кипрский. Освящение осуществил митрополит Анастасий, новый Первоиерарх РПЦЗ, одновременно передавший по инстанции благодарственный адрес Гитлеру как главе правительства. В тот же день в русско-немецкой гимназии, по случаю освящения, состоялось собрание русской общественности.

За несколько месяцев до освящения архиепископ Тихон, много сделавший для строительства собора, был уволен на покой и уехал в Сербию, так как на его месте власти желали иметь архиерея, более покладистого и знающего немецкий язык. Им вскоре стал архиепископ Серафим (Ляде) родом из Германии, который вскоре при немецком содействии объединил все русские приходы в стране. Воскресенский собор стал его кафедрой. При соборе в 1941 была открыта иконописная школа.

Во время Второй мировой войны в собор приходили молиться тысячи русских, украинцев и сербов, угнанных на принудработы в Германию. При штурме Берлина «среди общих развалин храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла», сообщал очевидец, хотя в здание попали две зажигательные бомбы. Настоятелем в конце войны был петроградский священник прот. Димитрий Кратиров (1875–1952), который во время войны ушел из Новгорода с немецкой армией. До этого служил прот. Андриан Рымаренко, будущий архиепископ Рокландский Андрей. Однажды он служил литургию во время бомбардировки. Очевидец вспоминал: «Земля под собором колеблется, грозно качается над головами многопудовое паникадило... Но погруженные в молитву люди не замечают опасности. Особенно истово они молятся перед иконой святителя Николая Чудотворца».

По окончании обширной реконструкции 26 октября 1953 собор был освящен архиепископом Борисом (Виком). Свято-Владимирская домовая церковь на Находштрасе в войну сильно пострадала от бомб и после своего восстановления действовала до 1978 как немецкая община в юрисдикции Московского Патриархата.

Хотя собор попал в западный сектор города, настоятель признал юрисдикцию Московского Патриархата после приходского собрания, составленного из советских солдат. Берлинскую кафедру возглавил архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), живший сперва при Тегельской, а затем при Потсдамской церкви (см. № 26). С этого времени настоятелями Воскресенского кафедрального собора всегда были архиереи Московского Патриархата, которые часто менялись и контролировались КГБ. С 1951 они проживали на вилле в районе Карлсхорст, в котором размещалось командование советскими оккупационными войсками. На вилле была устроена домовая церковь.

С 1992 причт собора возглавляет архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Общее число прихожан приблизилось к 2000 человек и постоянно растет за счет новых эмигрантов. Около 10 % богомольцев составляют православные немцы, для которых с 1951 свершаются службы на немецком языке. На этом же языке проходят занятия в открытой в 1997 воскресной школе. Клир состоит из двух священников и трех диаконов.

Все усилия РПЦЗ вернуть здание встречали после войны противодействие со стороны властей Западного Берлина. На сегодня этот вопрос закрыт, и РПЦЗ в 2003 согласилась приспособить для богослужения протестантскую кирху на кладбище, куда хотела переехать из небольшой квартиры Покровская община, но этот план сорвался.

Пятикупольный собор, в 2000 признанный памятником архитектуры, стоит на краю площади, на небольшом возвышении, среди зелени, и отличается простой композицией: центральный четверик завершен закомарами и увенчан световым барабаном с шлемовидным куполом, покрытым темной медью. К основному объему примыкают боковые низкие притворы. Гладкие светлые стены расчленены лопатками и прорезаны высокими полуциркульными заглубленными окнами. Входной портал оформлен аркой, опирающейся на две колонны, и украшен иконой и крестом. На восточном фасаде возвышается звонница.

Интерьер собора, отличающийся хорошей акустикой, разделен на три части аркадой с колоннами. Над аркадой размещены современные иконы праздников. Помещение освещается днем через окна с матовыми стеклами, вечером — медным паникадилом. Боковые части перекрыты деревянными балками. Стены оштукатурены, не расписаны и завершены аркатурным фризом. Пол покрыт темной и белой плиткой. Высокий темного дуба резной иконостас имеет в нижнем ярусе всего четыре иконы, написанные на золотом фоне.

Из икон надо выделить большой образ Тихвинской Божией Матери, исполненный в Киево-Печерской лавре и украшенный окладом из басмы. У клиросов стоят большие киоты и Голгофа.

После объединения Германии и Берлина Воскресенский собор стал главным русским храмом немецкой столицы. И хотя он лишен столичного великолепия и монументальности, молитвенное настроение в нем хорошо ощутимо. Здесь, однако, молятся уже не изгнанники и беженцы из императорской России и сталинского СССР, а экономические эмигранты и переселенцы из Российской Федерации и бывших советских республик.

Адрес: Hohenzollerndamm, 166, D-10713 Berlin

Библиография:

* РГИА. Ф. 472. Оп. 45. Д. 63. Л. 3–4; Оп. 2. Д. 2762; Ф. 796. Оп. 63. Д. 314.

Полисадов В. П. Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж... СПб., 1861. С. 3–4.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1891. № 30. С. 1018–1020; 1892. № 25. С. 910–912.

Отчет о деятельности Православного братства... кн. Владимира в Берлине. Берлин, 1893. С. 144–145.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 52–54.

Исторический вестник. 1906. № 4. С. 210–214.

Безбожник. 1930. № 23. С. 7.

Православная Русь. 1938. № 12; 2003. № 16.

Журнал Московской Патриархии. 1945. № 12. С. 4.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 908.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1989. № 6. С. 21–22.

Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 92–96.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Thon N. Die russische orthodoxe Gemeinde in Berlin bis zum Beginn des ersten Weltkrieges (Dipl.). Padeborn, 1973.

Stimme der Orthodoxie. Berlin. 1978. № 8. S. 20–31.

Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts. Köln, 1985. S. 21–28.

Metzger K.-H. Kirchen, Moschee und Synagogen in Wilmersdorf. Berlin, 1986. S. 88–91.

Richter R. Aus dem Leben der Russischen Orthodoxen Kirche in Berlin. Berlin, 1999.

Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2010