ЭЛЬ-ХАНАНИ Арье (собств. Сапожников Лев)
El-Hanani Arieh (née Sapojnikov Lev)
4 января 1898 (Полтава) – 4 декабря 1985 (Тель-Авив). Архитектор, художник театра, живописец и график.
Сын Афанаси Сапожникова (Эльханана), ювелира и часовщика, владевшего большим магазином; мать – Хава Лива Сапожникова. Окончил реальное училище в Полтаве. В 1913–1918 учился в Киевском художественном училище, где в числе его соучеников были Иссахар-Бер Рыбак и Борис Аронсон. В 1912–1914 участвовал в еврейской Этнографической экспедиции имени барона Г.О. Гинцбурга во главе с Семеном Ан-ским (Соломоном Раппопортом) в Волынской и Подольской губерниях.
В 1919 переехал в Харьков. Работал в Окнах УкРоста под руководством футуриста Василия Ермилова, рисовал плакаты и карикатуры, расписывал агитпоезда, изготовлял декорации. Тогда же вошел в молодежное сионистское движение «Дрор» («Свобода»), где его наставником был Ицхак Бен-Цви, будущий второй президент Израиля.
В 1920 женился на Саре Рашковой, родом из Полтавы. У них родилась дочь Мишел Голан (Michael Golan). В 1921 выехал с семьей в Литву, а оттуда в следующем году – в Палестину (Эрец-Исраэль); поселился в Тель-Авиве. По воспоминаниям художника выехать за границу ему помог командарм С.М. Буденный, для которого он рисовал агитационные плакаты.
В Тель-Авиве преподавал в профсоюзной художественной школе, рисовал агитационные плакаты для Еврейского агентства Сохнут и рекламу, оформлял карнавальные шествия и балы (сотрудничал, в частности, с художником и танцовщиком Барухом Агадати). В 1923 обратился к театру, используя опыт «сценографической режиссуры» харьковских и киевских авангардистов, в частности, А.А. Экстер. Был одним из первых театральных дизайнеров – представителей художественного модернизма в Израиле. Первым значительным успехом стала в 1926 его сценография в постановке «Вечера Переца» по рассказам классика еврейской литературы на идише И.-Л. Переца в театре «Оэль» («Палатка»), куда его пригласил режиссер Моше Галеви, бывший актер «Габимы» и ученик Е.Б. Вахтангова. В 1927 оформил для драматической студии «Масад» спектакль по символистской драме Б. Штейнмана «Мессия, сын Иосифа» в режиссуре Марии Арнон.
В середине 1920-х переехал с семьей в Иерусалим, где провел около трех лет. Писал пейзажи древнего города, жанровые уличные зарисовки, образы арабских женщин, хасидов, бедуинов на верблюдах.
В 1928 побывал во Франции, Германии, Голландии. По возвращении в Палестину оформил для театра «Габима», приехавшего из Москвы через Берлин, пьесу Шолом-Алейхема «Клад» в постановке московского режиссера Алексея Дикого. Этот спектакль был признан одним из лучших в репертуаре театра. В 1929–1930 вновь работал для театра «Оэль», оформив драму «Иеремия» Стефана Цвейга и комедию по «Книге Эсфирь» в обработке К.-И. Сильмана. Среди его более поздних постановок для театров «Оэль» и «Габима» – «Ирод и Мариамна» П. Гальперина (1937), «Судный день» Э. Райса (совм. с Геней Бергер, 1938), «Король Лир» Шекспира (1941), «На жизненных путях» Л. Зилягу (1942), «Бар-Кохба» И. Верхлицкого (1945) и др.
В области архитектуры в Израиле стал одним из пионеров интернационального стиля, хотя в его зарубежных проектах нашли отражение культурные истоки и особенности Палестины. В 1933 спроектировал павильон Палестины на Международной выставке в Париже. В 1934 построил для первой международной Восточной ярмарки в Тель-Авиве павильон «Крылатый верблюд», ставший символом стремительно развивающегося региона, а также 8-метровую конструктивистскую скульптуру «Еврейский рабочий» в тель-авивском порту (скульптура была восстановлена в 1989 и сегодня стоит на площади Палмер в Тель-Авиве). В 1939 на Всемирной выставке в Нью-Йорке Эль-Ханани получил третью премию за павильон еврейского ишува (имеется фотография, где он запечатлен на фоне этого здания рядом с Альбертом Эйнштейном). Среди его архитектурных работ в Израиле – здание Института Вейцмана в Реховоте, Зал Памяти в Музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме (вместе с Арье Шароном и Бенджамином Идельсоном), корпус университета Бар-Илан в Рамат-Гане, торговый комплекс Ган ха-Ир в Тель-Авиве и другие постройки, за которые автор был удостоен многих почетных наград и званий. В 1970-е радикально реконструировал здание Большой тель-авивской синагоги. В 1973 стал лауреатом Государственной премии Израиля по архитектуре, в 1984 – почетным членом Американского института архитекторов. В Академия художеств и прикладного искусства «Бецалель» установлена премия его имени.
В 1993 состоялась посмертная ретроспектива творчества художника в Музее им. Реувена Рубина в Тель-Авиве. В 2013 в Музее русского искусства им. Цетлиных в Рамат-Гане прошла ретроспективная выставка «Театральная премьера архитектора Эль-Ханани». Работы и фотоархив художника хранятся в Театральном архиве имени Иуды Габая (библиотека Бейт-Ариэла, Тель-Авив).
Библиография: |
Театральная премьера архитектора Эль-Ханани: Работы 1920-х годов. Рамат-Ган. Музей русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных / автор-сост. Леся Войскун. 2013 (на рус. и иврите). Слуцкая И. Эль-Ханани и еврейский театр // Мы здесь. № 573. 2018. 7–15 сент. URL: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5968 (дата обращения: 15.09.2018). Rubin S. Arieh El-Hanani. Tel Aviv: Rubin Museum, 1993. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
19.09.2018 |