ВЕНГЕР Джон (Яков)

Wenger John

Джон Венгер

16 июня 1887 (Елисаветград, ныне Кропивницкий, Украина) – 1976 (Нью-Йорк). Живописец и сценограф

Сын декоратора провинциальных передвижных театров. Рано обнаружил тягу к рисованию. Учился в Елисаветградский гимназии. Художественное дарование юноши было отмечено педагогами, которые содействовали его поступлению в Одесское художественное училище, где он обучался в 1901–1903.

В 1903 уехал в США, там его дядя владел магазином в Ньюарке, шт. Нью-Джерси. Учился в художественной школе Купер Юнион и Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. Зарабатывал на жизнь моделированием женской одежды и ювелирных изделий.

В 1916 провел первую персональную выставку в галерее Folsom на 57 улице в Нью-Йорке, которая получила высокие отзывы прессы. Известный актер Фрэнк Конрой, посетивший ее, позже предложил ему оформить на открытии основанного им театра «Greenwich Village» спектакль «Иле» («Ile») по пьесе тогда еще малоизвестного драматурга Юджина О’Нила. После триумфальной премьеры (1918) стал востребованным театральным художником. В 1919 ему было заказано изготовление эскизов декораций к американской премьере балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского. С 1920-х сотрудничал в бродвейских театрах «Hammerstien», «Mask», «Capitol», «Rivoli», позже возглавлял художественную часть театра «Roxy», работал для Метрополитен Опера и Бостонской оперы. Исполнил декорации ко многим постановкам, которые вошли в историю американского театрального искусства, в том числе к спектаклям на музыку Дж. Гершвина: «George Whitе’s Scandals» (театр «Globe», 1922; совм. с Х. Уардом, костюмы – Эрте), «Tip-Toes» (театр «Liberty», 1925/1926), «Fanny Face» (театр «Alvin», 1927/1928), «Pardon My English» (театр «Majestic», 1933) и др. В числе его оригинальных технических находок – марлевый занавес, который становится прозрачным или непрозрачным в зависимости от угла освещения. Создал декорации для музыкального кинофильма-ревю «Парамаунт на параде» («Paramount on Parade», 1930).

Плодотворно работал как живописец и график, писал тематические композиции на тему театральной и цирковой жизни, портреты, пейзажи, натюрморты, миниатюры и акварели. Выставлялся в Национальной академии дизайна, Американском акварельном клубе и Пенсильванской академии изящных искусств. В 1926 получил почетный приз на выставке в Филадельфии. Провел персональные выставки в нью-йоркских галереях Ferargil (1925), Montross (1931, 1932, 1933, 1937) и Grand Central (1930, 1933, 1939, 1944, 1947 и 1949). Выставлялся в Канаде и многих странах Европы. Участвовал в крупных международных выставках.

Попал (наряду с Грантом Вудом, Джеймсом Уистлером и др.) в число шести крупнейших американских художников, в честь которых была выпущена серия марок с репродукциями их картин.

Представлен в музее Метрополитен, Музее современного искусства и Бруклинского музея в Нью-Йорке, Смитсоновского института в Вашингтоне, Художественном музее Тель-Авива и во многих частных собраниях.

Библиография:

† AAA (John Wenger papers, 1922–1977).

* AI 1/1518, 2/1321, 3/1445, 4/1257, 5/916, 6/1180, 7/1330; WWAA 1939/557; 1947/497; 1953/450.

de Fornaro C. John Wenger. New York: J. Lawren, [1925].

Montross Shows Wenger’s Work // Art News. V. 31. 1932. October 1. P. 13.

Wenger Steps from Films to Watercolor // Art Digest. V. 10. 1935. October 1. P. 6.

John Wenger. URL: www.johnwengerart.com (дата обращения: 25.05.2018).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.05.2018