БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ-ВАСИЛЬЯНОВА Надежда Сергеевна

Blagoveshchenskaya Nadezhda

1881 (Усть-Ижора, С.-Петербургской губ.) ‒ 17 июня 1967 (Вашингтон, США). Художница прикладного искусства, акварелист.

Дочь священника, протоиерея Сергея Иоанновича Благовещенского, служившего в Знаменской церкви в Санкт-Петербурге. Окончила гимназию. Художественное образование получила в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем ‒ в частной мастерской Я.Ф. Ционглинского.

С 1906 участвовала в петербургских выставках, давала уроки в Народном Доме графини С.В. Паниной. В 1918‒1922 по приглашению С.В. Чехонина работала на Государственном фарфоровом заводе (бывш. Императорском). Исполняла эскизы росписей для фарфоровых изделий. Ее рисунки узнаются по сказочным сюжетам и лубочной манере письма. Чашка «Городок» (1922) экспонировалась на выставках в Венеции (1922) и Лионе (1923), в 1927 ее работы были представлены на юбилейной Выставке русского фарфора в Русском музее вместе с выдающимися мастерами. В 1923‒1933 состояла научным сотрудником художественного отдела Государственного Русского музея, реставрировала иконы. В 1930-е на выставках появлялись ее пейзажи («Катыши», «Облако», «Сиверская»).

Будучи прихожанкой Знаменской церкви, входила в тайное Братство Михаила Архангела. 17 января 1933 была арестована в Ленинграде по делу «евлогиевцев» и приговорена к 5 годам лагерей за «церковную агитацию» (по 58-й статье УК РСФСР). Срок отбывала близ Владивостока в сельскохозяйственном лагпункте, в свободное время писала декорации для лагерного театра. В заключении провела 3 года, затем была отправлена в ссылку в Малую Вишеру, оттуда в глухие деревни около Бологого. После окончания ссылки получила разрешение жить в Новгороде. Работала в местном музее по реставрации древних икон.

С началом войны осталась в оккупированном Новгороде, затем перебралась в Псков, где жила в одном доме вместе с семьей Б.А. Филиппова, будущего публициста, известного деятеля Русского зарубежья, и художницами сестрами Натальей и Татьяной Гиппиус (родные сестры З.Н. Гиппиус). Зарабатывала на жизнь акварельными пейзажами, которые покупали немецкие офицеры и солдаты. С началом Великой Отчечтвенной войны оставалась в оккупированном Новгороде, затем переехала в Псков, где жила в одном доме вместе с семьей Б.А. Филиппова, будущего публициста и деятеля Русского зарубежья, и художницами сестрами Натальей и Татьяной Гиппиус (родные сестры Зинаиды Николаевны Гиппиус). Зарабатывала на жизнь акварельными пейзажами, которые покупали немецкие офицеры и солдаты. С приближением Красной Армии перебралась в Ригу, где весной 1944 участвовала в Выставке картин русских художников в Городском художественном музее, затем перебралась на территорию Германии.

После окончания войны жила в лагерях Ди-Пи (для перемещенных лиц) близ Касселя и Мюнхена, пока не эмигрировала вместе с семьей Б.А. Филиппова в США. Жила в Нью-Йорке, затем в Вашингтоне. Дружила с русской писательницей А.В. Тырковой- Вильямс, с рядом деятелей церкви, некоторыми художниками.

Похоронена в Вашингтоне. В СССР реабилитирована 30 марта 1989 г.

Представлена в ГРМ одной работой («Тарелка», 1922).

Библиография:

† Архивное управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. П‒66773.

* ХН СССР 1/223.

Голлербах С. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб., 2003. С. 815.

Филиппов Б. Всплывшее в памяти. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Лондон, 1990. С. 258‒263.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.02.2018