РОТКО Марк (собств. Роткович Маркус)

Rotko (né Rotkovitch) M.

Марк Ротко

12/25 сентября 1903 (Двинск Витебской губ., ныне Даугавпилс, Латвия) – 25 февраля 1970 (Нью-Йорк). Живописец, художник монументально-декоративного искусства, педагог.

Из образованной еврейской семьи. Сын аптекаря Якова (Янкеля-Бендета) Иосселовича Ротковича (1859–1914) и Хаи Мордуховны, урожд. Гольдиной. В семье говорили на идише и русском языке. С пяти лет учился в хедере, где изучал русский, идиш и иврит. В 1913 из Либавы (Лиепая) с матерью и старшей сестрой на пароходе «Царь» отправился в США и прибыл в г. Портленд, шт. Орегон, где уже ранее обосновались отец и его братья. Вскоре после приезда семьи отец умер, оставив родных в бедности.

С 1913 учился в общеобразовательной школе в Портленде, подрабатывая разноской газет, в 1921 с отличием окончил Линкольновскую школу (Lincoln High School) и поступил в Йельский университет, намереваясь стать инженером или юристом. В 1923 бросил учебу, не довершив образования (много лет спустя получил мантию почетного доктора этого университета).

Осенью 1923 перебрался в Нью-Йорк, где нашел работу. В это время увлекся искусством и решил стать художником. В начале 1925 посещал занятия в Новой школе дизайна (New Scholl of Design) на Бродвее у Арчила Горки, осенью 1925 и весной 1926 – в Лиге студентов-художников, где занятия вел Макс Вебер, опиравшийся в преподавании на опыт европейского авангарда.

В 1928 впервые выставил свои работы (экспрессионистские изображения интерьеров и городские зарисовки) в нью-йоркской галерее Opportunity, получив похвалу критиков. С 1929 в течение многих лет (до 1952) преподавал живопись и скульптуру детям в Центральной Академии Бруклинского еврейского центра (Center Academy of the Brooklyn Jewish Center), что позволяло ему сводить концы с концами, пока он не добился ощутимого успеха как художник. В 1933 провел первую персональную выставку в Музее искусства Портленда, на которой экспонировались также рисунки его учеников. В начале 1930-х вошел в группу американских художников абстрактно-экспрессионистского направления (Милтон Эвери, Джон Грэам, Адольф Готлиб, Барнетт Ньюман, Жозеф Сольман и др.). В конце 1935 вместе с И. Болотовским, Бен-Зионом, А. Готлибом, Л. Харрисом, Р. Розенбергом, Л. Шейкером, И. Сольманом создал группу «Десятка» («The Ten»), которая противостояла консервативной эстетике американских музейных выставок. В 1936 участвовал в выставке группы в парижской галерее Bonaparte, в 1938 – в галерее Mercury в Нью-Йорке. В 1936–1937 исполнял монументальные росписи в рамках государственного проекта Works Progress Administration.

В 1932 женился на дизайнере ювелирных украшений Эдит Сахар (Edith Sachar). После развода с ней (1944) женился на Мэри Эллис Бейстл (Mary Alice Beistle). В 1942 получил американское гражданство.

Весной 1945 провел персональную выставку в Нью-Йорке в рамках проекта «Искусство нашего века», на которой продемонстрировал работы, соединяющие принципы абстракционизма и сюрреализма. К 1947 пришел к беспредметности, в 1949–1950 выработал собственный стиль, основанный на идеях русского авангарда, немецких экспрессионистов и Матисса. В дальнейшем строил картины на сочетании двух или трех цветовых прямоугольников, расположенных по вертикали один под другим. С конца 1950-х создавал монументальные композиции для интерьеров и фасадов зданий, в том числе четыре фрески для ресторана «Four Seasons» и росписи для небоскреба «Seagram» в Нью-Йорке (1958), панно для Ноlyokе Сеnter Гарвардского университета (1958–1961; исполнены по предложению ученого-экономиста Василия Леонтьева, главы Общества друзей Гарвардского университета). Исполнил цикл панно для межконфессиональной погребальной часовни в Хьюстоне («Часовня Ротко», торжественно открыта в 1971, после смерти художника). Многие монументальные проекты остались не осуществленными.

С 1958 арендовал в Нью-Йорке помещение бывшей гимназии YMCA на Bowery, 22. В 1958 участвовал в XIX Венецианской бьеннале. Весной 1959 вместе с дочерью Кэти Линн (род. в 1950) совершил путешествие в Европу, посетил Италию. В 1961 в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла персональная выставка, представившая его работы, созданные после 1945. Эта выставка затем побывала в крупнейших городах Европы и знаменовала собой кульминацию его творчества.

Преподавал в Калифорнийской школе изобразительного искусства в Сан-Франциско (1947–1949), в Бруклинском колледже (1952–1954), Университете Колорадо и Университете Тулейн. В 1968 был избран членом Американского института искусств и словесности.

После творческого взлета и волны общественного признания в качестве одного из ведущих художников абстрактного направления, впал в состояние депрессии. Страдал от аневризмы аорты и от алкоголизма. 1 января 1969 оформил развод с женой. Немногим более года спустя покончил жизнь самоубийством в своей мастерской, перерезав себе вены. Похоронен на кладбище East Marion в северной части Лонг-Айленда.

В 1984 Фонд Марка Ротко, учрежденный в 1969 еще самим художником, принял решение о передаче около 1000 живописных работ, рисунков и эскизов художника 19 крупным музеям мира, в том числе Национальной галерее искусства в Вашингоне (285 картин и около 500 рисунков), Музеям современного искусства в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, Художественному институту Чикаго, Галерее Тейт в Лондоне, Музею Стеделик в Амстердаме, Музею Луизиана в Дании, художественным музеем Иерусалима и Тель-Авива. К настоящему времени Марк Ротко ‒ один из самых дорогостоящих художников; стоимость его картин измеряется десятками миллионов долларов (в 2012 работа 1961 года «Оранжевый, красный, желтый» была продана на аукционе Christie в Нью-Йорке за рекордную сумму в 86,9 миллионов долларов).

Первая в России выставка художника была приурочена к 100-летию со дня его рождения и состоялась в Государственном Эрмитаже в 2003/2004. В 2008–2009 его работы экспонировались в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи». В 2010 мемориальная выставка М. Ротко прошла в Москве в Центре современной культуры «Гараж». В 2012 в Даугавпилсе создан художественный Центр Марка Ротко.

Фотографии художника, исполненные А. Либерманом, хранятся в Исследовательском институте Гетти в Лос-Анжелесе.

Библиография:

Бааль-Тешува Я. Марк Ротко. М., 2006.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 2008. СПб., 2008. С. 278.

Жукова Д., Толстой А., Роговская Н. Марк Ротко. В неведомый мир / Mark Rothko. Into an Unknown World. М., 2010.

Mark Rothko, 1903–1970: a retrospective / Diane Waldman, ed. New York: Harry N. Abrams, 1978.

Ashton D. About Rothko. Oxford, 1983.

Brenson M. Rothko Foundation Gives 1,000 Works To 19 Art Museums // The New York Times. 1984. May 4. URL: https://www.nytimes.com/1984/05/04/arts/rothko-foundation-gives-1000-works-to-19-art-museums.html) (дата обращения: 12.08.2018).

Mark Rothko 1903–1970. Tate Gallery Publishing, 1987.

Chave A. C. Mark Rothko, subjects in abstraction. New Haven, 1989.

The art of Mark Rothko, into an unknown world / Marc Glimcher, ed. London, 1992.

Breslin J. E. B. Mark Rothko: a biography. Chicago, 1993.

Davis J. Mark Rothko: The Art of Transcendence. Kidderminster, 1995.

Anfam D. Mark Rothko – The Works on Canvas: A Catalogue Raisonne, Yale University Press, 1998.

Gage J., Novak B., O’Doherty B., Michaud E., Weiss J. Rothko. Musee d'art moderne de la ville de Paris, 1999.

Ottmann K. The essential Mark Rothko. New York: Harry N. Abrams, 2003.

Mark Rothko. The Artist's reality, with Introduction by Christopher Rothko. Yale University Press, 2004.

Omer M., Rothko Ch. Mark Rothko. Tel Aviv Museum of Art, 2007.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

01.05.2011