ФЕДЕР Адольф (Айзик)
Feder Adolfe (Aizik)
16 июля 1886 (Одесса) – 13 декабря 1943 (лагерь Аушвиц, Освенцим, Польша). Живописец, график.
Из еврейской купеческой семьи. В 1890-е учился в Одесской рисовальной школе. Участвовал в еврейском революционном движении, был членом Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза). В 1906 выехал в Берлин, посещал художественную школу, затем переехал в Женеву. Входил в эмигрантский социалистический кружок.
В 1908 поселился в Париже. Около года учился в академии Р. Жюльена, работал в мастерской А. Матисса. Писал портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые сцены. С 1910 выставлялся в салонах: Независимых (член салона с 1912), Осеннем, Тюильри и Национального общества изящных искусств. Работы репродуцировались во французских журналах. В 1914 входил в правление Русской художественной академии С. Ф. Булаковского в Париже и в комитет по устройству выставки русского и французского искусства в С.-Петербурге и Москве (не состоялась из-за войны).
В 1920-е сотрудничал в левых парижских изданиях «Clarté» и «Le Monde», в русской литературно-художественной хронике «Удар». В 1924 вместе с А. Панном, Л. О. Пастернаком и С. Раскиным участвовал в экспедиции в Палестину, организованной издателем А. Э. Коганом. Исполнил иллюстрации к книгам Ж. Кесселя, П. Бонарди, А. Рембо.
Провел персональные выставки в парижских галереях: des Feuillets d’Art (1920), de Marsant (1920), La Licorne (1922 – организована журналом «Удар»), Barbazanges (1923), Dominique (1923), Druet (1925 – пейзажи Палестины; 1934), A. Drouant (1928, 1930, 1938), d’Art Contemporian (1928), Billiet (1932), М. Bernheim (1932, 1937), Au Viex Léon (1933) и др. Участвовал в русских выставках: в Париже (Quatre-Chemins – в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, 1928; Dominique, 1929 – совм. с В. А. Боберманом и О. Любичем), Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923) и Чикаго (Арт-клуб, 1923), а также в русском отделе 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе (1922), в групповых выставках «47 художников» и «Сотня с Парнаса» в кафе «Le Parnasse» (1921), 10-ти парижских художников в Нью-Йорке (1922) и Выставке картин еврейских художников и скульпторов в Париже (1924). В 1928 три работы экспонировались в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. Картины были приобретены Люксембургским музеем Парижа («Женский портрет», «Женщина из Вифлеема»), музеями Гренобля («Юный гитарист»), Брюсселя («Продавец фруктов», «Женщина у котла») и Гавра («Юноша»). В 1938 исполнил акварельную сюиту из 47 листов по мотивам поэзии Артура Рембо.
В 1931 получил правительственный заказ на оформление павильона Мадагаскара для Колониальной выставки в Париже. Собрал большую коллекцию африканской скульптуры (фотографии работ из его коллекции были приведены в качестве иллюстраций к статье А. Сальмона «Негритянское искусство» в третьем номере журнала «Удар»). Был награжден орденом Академических пальм, получил французское гражданство.
Во время оккупации Парижа в июне 1942 был арестован, отправлен в лагерь Дранси, откуда в феврале 1943 депортирован в лагерь Аушвиц (Освенцим), где погиб. Ряд рисунков, сделанных в лагере Дранси, вдова Сима Федер, избежавшая смертельной участи, пожертвовала Дому-музею борцов сопротивления гетто в кибуце Бейт лохамей ха-гетаот в Израиле.
В 2011 был представлен на выставке «Парижская школа 1905–1932» в Государственной Третьяковской галерее.
Библиография: |
* Незабытые могилы; РЗФ; AI 1/521, 2/462, 3/503, 4/428; Fenster; Nieszawer & Princ. Курганный А. Письма из Парижа // Против течения. 1911. 29 окт. Луначарский А. В. По выставкам (Письмо из Парижа) // Киевская мысль. 1913. 21 апр. Он же. Осенний салон // День. 1913. 24 ноября. Среди коллекционеров. 1922. № 7/8. С. 64; 1923. № 5. С. 40. Удар. 1922. № 3; 1923. № 4. Глубоковский В. Русские художники в Париже // Огонек. 1923. № 20 (репрод.). Выставка художника А. А. Федера // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 1. С. 15. Печать и революция. 1928. Кн. 4. С. 126, 234. Марголин С. Монпарнасские россияне // Вестник работников искусств. 1926. № 7. С. 8–9. Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920-х–1930-х годов. М., 1981. (Указ.). М. Генкина. Художники Русского Зарубежья – жертвы Катастрофы // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1939–1960 / Сост. М. Пархомовский. Т. 3. Иерусалим, 1994. С. 24-32. Парижская школа 1905–1932. Каталог выставки. М., 2011. С. 166–168, 290. Розенберг П. Айзек-Адольф Федер // Изобразительное искусство Холокоста. Beaux-Arts. 1923. N 3. P. 45–46; 1925. N 11. P. 198; 1926. N 10. P. 160; 1937. Mars 19. P. 8. Art Russe Moderne / Préface par André Salmon. Paris, 1928. P. 43. Kahn G. Adolphe Féder. Paris, 1929. Salmon A. Letter from Paris // Apollo. 1930. Vol. 12. P. 370. Lissim S. Adolphe Féder // Mobilier et décoration. 1932. April. Gauthier M. Adolphe Féder // L'art vivant. 1934. Oct. De Laprade J. Adolphe Feder // Beaux-Arts. 1934. Mars 9. P. 6. De Laprade J. Feder. Visite d’atelier // Beaux-Arts. 1935. Juin 14. P. 8. Fredj J. L'internement des juifs sous Vichy. Paris, 1996. Memorial in Honor of Jewish Artists, Victims of Nazism. Haifa, undated. Nos artistes: Morts victimes du Nazisme. No. 4 (February 1960). Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |