ЭДУАРДС Борис Васильевич
Edwards Boris
15/27 мая 1860 (Одесса) – 12 февраля 1924 (Ла-Валлетта, Мальта). Скульптор.
Потомок английских коммерсантов, обосновавшихся в России в начале ХIХ века. Отец, Вильям Осипович Эдуардс, имел в Одессе корабли, кожевенный завод и торговал английскими товарами. После его разорения в конце 1860-х семья бедствовала.
В 1876–1881 учился в Одесской рисовальной школе у скульптора Л.Д. Иорини; в годы учебы получил 4 поощрительные медали. В 1881 приехал в С.-Петербург и поступил на скульптурное отделение ИАХ. Побывал в Париже, посещал академию Р. Жюльена. В 1888 получил звание классного художника 3-й степени. Преподавал рисование в гимназиях Одессы.
В 1889–1890 ездил в Париж, чтобы изучить технику работы с мрамором и бронзой; работал на заводе литья Барбёдьен. По возвращении в Одессу организовал мастерскую («завод») художественного литья в Софиевском переулке (ныне пер. Ляпунова).
В 1880–1890-е исполнил жанровые скульптуры: «Катерина» (по мотивам поэмы Т.Г. Шевченко, 1885), «Нежданные вести» (1887), «Жизнь невеселая» (по мотивам стихотворения И.С. Никитина, 1887), портретный бюст мальчика в треуголке «Шурка», многократно отмеченный в прессе (1890); портреты историка искусств Н.П. Кондакова, пианистки А.Н. Есиповой, художника Р.Г. Судковского, скульптора Л.Д. Иорини (1898), писателей В.М. Дорошевича и И.А. Бунина, биолога Луи Пастера и др. Скульптура «Слава в вышних Богу» (1895), изображающая молодую христианку перед выходом на арену Колизея, была приобретена для Русского музея. Многие ранние скульптуры, выполненные в гипсе, позже перевел в мрамор.
В 1885 устроил персональную выставку в Одессе, в 1887 – в Лондоне. Участвовал в академических выставках в С.-Петербурге (с 1888) и выставках ТЮРХ в Одессе (с 1890; член-учредитель ТЮРХ). В 1899 ретроспектива, посвященная 15-летию его творческой деятельности, состоялась в саду на Приморском бульваре в Одессе.
В 1900–1910-е был занят преимущественно монументальной скульптурой. Исполнил бронзовые украшения (трофеи и знамена) для Военно-морского музея (ныне Военно-исторический музей Черноморского флота) и для гробниц адмиралов во Владимирском соборе в Севастополе (1893–1905). Создал памятники: инженеру Александру Полю возле Гданцевского чугунолитейного завода в Кривом Роге (разрушен вандалами в 1908), литератору В.Г. Григоровичу в Елизаветграде (ныне г. Кропивницкий), врачу Е.С. Андреевскому – основателю курорта на Куяльницком лимане близ Одессы (1898), Екатерине II в Екатеринодаре (ныне Краснодар; по проекту М.О. Микешина, 1907; снят в 1920, восстановлен в 2006), Петру I в Таганроге, памятники-бюсты А.С. Пушкину (1904) и Н.В. Гоголю (1909) в Харькове, одесскому архитектору А.И. Бернардацци возле парадной лестницы построенного им здания Биржи, обелиск Богдану Хмельницкому в крепости Кодак. Участвовал в создании памятника Основателям Одессы (Екатерине II и ее сподвижникам; 1900; снесен в 1920, восстановлен в 2007; ныне вновь обсуждается возможность сноса памятника). В 1907 исполнил памятник А.В. Суворову для Очакова в память боя на Кинбурнской косе, где полководец был ранен. Уменьшенные копии были установлены в Музее А.В. Суворова в С.-Петербурге и в Суворовском кадетском корпусе в Варшаве. Позже создал конные памятники Суворову в румынском местечке Плеинешты близ Рымникского поля (открыт в 1913; уничтожен немцами в годы Второй мировой войны) и в Измаиле (1914; длительное время находился в Одессе на газоне перед входом в Художественный музей; после 1945 установлен в Измаиле на проспекте Суворова; копия в 1954 поставлена в Тульчине Винницкой области перед Музеем А.В. Суворова). В 1915 получил звание академика скульптуры. В экспозиции Одесского художественного музея представлены скульптуры: «Шурка» (мрамор, 1896), «Христос и грешница» (мрамор, 1899), «Утешение» и «Спящий старик» (мрамор, конец 1890-х), «Приятные подношения» (2 варианта: в бронзе и в соединении бронзы и мрамора, конец 1890-х), Александр Суворов (вариант отливки из бронзы памятника в Очакове, 1903). В сквере Пале-Рояль в Одессе находится его мраморная скульптура «Амур и Психея».
В 1919, при захвате Одессы большевиками, его жена и одна из дочерей были расстреляны. Сын сражался в Добровольческой армии.
В 1919 эмигрировал и поселился на Мальте, в то время – колонии Великобритании. С 1921 вместе с малолетней приемной дочерью Анастасией (дочерью его покойной сестры Лидии) и с другими русскими эмигрантами жил в здании иезуитского колледжа св. Игнатия в г. Сент-Юлиан. В 1922–1923 совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия, Швейцария, Великобритания).
Выполнял частные скульптурные заказы, самостоятельно выполняя всю черновую работу. Создавал мраморные медальоны (адвоката Неварда, кнг. О. Вяземской, кнг. Дедешкелиани, кнг. Д. Чудной, политика Фортунато Мицци и др.), бюсты (кнг. О. Вяземской, мадам Байяды, генерал-губернатора Мальты фельдмаршала Герберта Плюмера), надгробные памятники, фигурные группы, церковные скульптуры. Создал скульптуру «Девушка в кресле» (ныне в Музее изящных искусств в Ла Валетте), которую многократно тиражировал. Автор памятника на кладбище Addoloratto в честь героев бунта мальтийцев против британских войск 7–8 июня 1919 (открыт в 1925). Участвовал в ежегодных выставках Ассоциации художников-любителей Мальты (1921–1923), при содействии коллекционера и мецената М.В. Брайкевича послал работы на Колониальную выставку 1923 года в Лондоне.
Похоронен на кладбище Та’Браксия в Ла Валетте.
В 2008 в Ла-Валлетте состоялся международный симпозиум «Эдуардсовские чтения», устроенный в память 85-летия со дня смерти скульптора Европейским интерклубом «Дом Дерибаса» (Берлин) и Российским центром науки и культуры в Ла Валетта. Стараниями посольства Российской Федерации и Российского Центра науки и культуры на Мальте была найдена и восстановлена могила художника на кладбище Ta Braxia (Флориана, пригород Ла-Валетты). В Великобритании были обнаружены дневники Б.В. Эдуардса с подробным описанием жизни на Мальте (1920–1923) и тетрадь его воспоминаний (1920) – всего более 1200 рукописных страниц. Воспоминания посвящены истории семьи, годам детства и юности до поступления в Одесское художественное училище в 1877.
Библиография: |
* РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1881. Д. 108; ХРЗ. Антонович И. Скульптура Б. В. Эдуардса. 1884–1899. Одесса, 1899. Шкляревский А. С. Три скульптуры Б. В. Эдуардса. Одесса, 1899. Памятник Суворову // Вечернее время (СПб.). 1913. 5марта. Б. С. День за днем // Вечернее время (СПб.). 1913. 6 ноября. Суворовские дни в Румынии // С.-Петерб. газета. 1913. 7 ноября. Закладка памятника А. В. Суворову // Русское слово (М.). 1914. 7 ноября. Новые академики // Одесские новости. 1915. 31 окт. (с портр.). Б. В. Эдуардс // Одесский листок. 1915. 9 ноября (с портр.). Военский де Брезе К. А. Академик архитектуры Б.В. Эдвардс // Руль (Берлин). 1924. 26 марта (№ 1006). Афанасьєв В. О. Майстри пензля. Одеса, 1960. С. 53–69 (на укр. яз.). Ганадо А. Русские художники соединяют Мальту и Россию в начале ХХ века // Путешествие через века. Исторические открытия в российско-мальтийских отношениях / Сост. и ред. Е. Золина. М., 2005. С. 321–343. Дроздовский А. Скульптор Б. В. Эдуардс // Всемирные одесские новости. 2005. Окт. № 4 (59). С. 11. Маниович А. Возрожденная рукопись // Альманах Всемирного клуба одесситов. 2010. № 41. С. 169-197. |
Произведения: | |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
12.02.2011 |