ШЕРВАШИДЗЕ Александр Константинович
Schervasсhidzé A.
12/24 декабря 1867 (Феодосия Таврической губ.) – 17 августа 1968 (Монте-Карло). Художник театра, график, живописец и критик.
Правнук правителя Абхазского княжества Келешбея Чачба, внук последнего владетельного князя Абхазии Георгия Шервашидзе и сын опального князя Константина Шервашидзе, высланного с Кавказа за участие в национальном восстании. Мать – пианистка Наталия Матвеевна Данлуа. Готовился, по семейной традиции, к военной карьере, поступил в Нижегородский кадетский корпус. После смерти отца в 1883 оставил учебу из-за недостатка средств и переехал к матери в Киев. Окончил реальное училище. Брал уроки рисования у И. Ф. Селезнева и изучал историю искусств под руководством А. В. Прахова. В 1891 стал вольнослушателем МУЖВЗ.
В 1893 по совету В. Д. Поленова уехал в Париж, учился в академиях Ф. Кормона и Р. Жюльена. Познакомился с А. Н. Бенуа, В. Э. Борисовым-Мусатовым, И. Э. Грабарем, М. А. Волошиным и В. А. Серовым. Был близок к кругу «Мира искусства». В 1899 вернулся в Москву, участвовал в 6-й выставке МТХ, затем вновь надолго обосновался в Париже. В 1906 участвовал в Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне. В конце 1906 вернулся в Россию и поселился в С.-Петербурге.
В 1907 по рекомендации А. Я. Головина возглавил одну из шести специальных художественно-декоративных мастерских Императорских театров. Оформил около 40 спектаклей для Мариинского и Александринского театров: оперы «Фауст» Ш. Гуно (1909), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1909), «Талисман» Р. Дриго (1909), «Миранда» Н. М. Казанли (1910), «Чудо роз» П. Шенка (1914), «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха (1914), пьесы «Шут Тантрис» Э. Хардта (1910), «Раздел» А. Ф. Писемского (1912), «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Макбет» Шекспира (1913) и др. Сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Евреиновым. В 1911–1912 работал в Старинном театре, познакомился с будущей женой – режиссером, актрисой и педагогом Натальей Ильиничной Бутковской (1878–1948). В 1912 получил бронзовую медаль за эскизы к юбилейному спектаклю в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Театральные эскизы, портреты артистов, художников и литераторов (А. Н. Бенуа, Н. Н. Евреинов, М. А. Волошин и др.) были показаны на выставках СРХ (1909), «Мир искусства» (1911–1915), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910), выставках русского искусства за границей. Публиковал критические статьи и обзоры художественной жизни России и Франции в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Искусство», «Золотое руно».
В мае 1917 был назначен главным художником Петроградских государственных театров. В начале 1918 уехал в Абхазию. С этого года до конца дней считался местоблюстителем абхазского княжеского престола. Вместе с Н. И. Бутковской входил в Сухумское артистическое общество. Открыл детскую художественную школу, преподавал рисование. Читал лекции по искусству в городах Закавказья. Вместе с Н. Н. Евреиновым, В. В. Каменским и А. Санадзе осуществил в Абхазии несколько театральных постановок. В 1919 выехал с женой в Крым, к Волошину.
В 1920 по приглашению Дягилева приехал в Париж. Работал художником-исполнителем Русского балета, писал декорации по эскизам многих известных сценографов. Вместе с кн. А. А. Трубецким возглавлял отделение живописи в Русском институте истории искусств в Париже (1921), заведовал художественной частью основанной Бутковской Театральной школы (1924). Был членом Союза русских художников (1922) и одно время возглавлял общество «Мир искусства».
В 1922–1923 устраивал и оформлял спектакли для детей в театрах de l’Atelier, Colisée и Montmartre (постановщик Н. И. Бутковская). Оформил балет «Триумф Нептуна» Л. Бернерса (балетм. Дж. Баланчин, Русский балет С. П. Дягилева, Лондон, 1926), спектакли «Веселая смерть» Н. Н. Евреинова (Париж, театр «Vieux-Colombier», 1922), «Женитьба» Н. В. Гоголя (Брюссель, Театр Марэ, 1922), «Провинциалка» и «Вечер в Сорренто» И. С. Тургенева (театр «Colisée», реж. Н. И. Бутковская, 1923). В 1929 создал декорации к Русским балетам С. П. Дягилева «Петрушка» и «Блудный сын» И.Ф. Стравинского (театр Sarah Bernhardt). После 1929 сотрудничал с Ballet Russe de Monte-Carlo и европейскими театрами. Работал в Театре русского балета под руководством З. В. Эпштейн, создал декорации к балету «Сильфиды» (на музыку Ф. Шопена) в постановке М. М. Фокина (1935). Совершил театральное турне по Америке.
Писал портреты, жанровые картины, пейзажи и натюрморты с театральными масками. Оформил несколько французских изданий, в том числе книги «Четыре русские сказки» (Париж, 1923) и «Народные русские сказки, песни и шутки» (Париж, 1921, 1927). Участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Париже (галерея La Boёtie и в рамках Осеннего салона, 1921; председатель оргкомитета обоих выставок) и Брюсселе (1923); выставках русского искусства в Амстердаме (1924), Париже (La Renaissance, 1932) и Лондоне (Whitechapel, 1921; Belgrave Square, 1935), выставке «Танец в живописи» (Париж, Международный архив танца, 1934), Русской художественной и кустарной выставке в зале Yteb (1932) и «Рождественском базаре» (галерея La Renaissance; 1934).
В 1940 поселился в Монте-Карло. В 1946 готовил декорации и костюмы для Грузинского фестиваля в Париже во Дворце Chaillot, вместе с К. К. Непокойчицким выполнил декорации и костюмы к балету «Шота Руставели» С. М. Лифаря (на музыку А. Онеггера, А. Н. Черепнина и Т. Харсани; Ballet Russe de Monte-Carlo; Париж, Лондон; возобновлен в Opéra в 1950).
После смерти жены жил одиноко, последние годы жизни провел в старческом доме. В 1958 подарил около 500 работ и личный архив Сухумской картинной галерее и Государственному музею искусств Грузии в Тбилиси.
Был похоронен на кладбище Кокад в Ницце. В 1985 прах перевезли в Сухуми и торжественно перезахоронили у Национального музея. В 1969 мемориальные выставки состоялись в Пицунде и в ряде городов Грузии, в 1986 – в Центральном доме художника в Москве. В 2009 Банк Абхазии выпустил в память художника серебряную монету номиналом 10 апсаров из серии «Выдающиеся личности Абхазии». В 2012 Театральная библиотека и Александринский театр провели в С.-Петербурге выставку «Александр Константинович Шервашидзе – художник императорской сцены».
Приемная дочь – Анна Степановна Сорина-Шервашидзе, ветеран медицинской службы США, почетная гражданка Франции; в первом браке – жена С. А. Сорина.
Библиография: |
* РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1127. * РЗФ; ХРЗ. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 1922. С. 60–65. Головин А. Я. Встречи впечатления: Письма. Воспоминания о Головине / Сост. А. Г. Мовшесон, вступ. Ст. Ф. Я. Сыркиной. Л., М., 1960. Кашина-Евреинова А. Князь Александр Константинович Шервашидзе // Русская мысль. 1973. 13 сент. (№ 2964). С. 7. Горидзе М. Грузины в Петербурге: Страницы летописи культурных связей. Тбилиси, 1976. С. 259–261. А. К. Чачба (Шервашидзе): Первый абхазский профессиональный художник / Сост. Б. Аджинджал. Сухуми, 1978. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. В 2 т. М., 1982. Александр Шервашидзе (Чачба). 1867–1968. Живопись, графика, театрально-декорационное искусство: Каталог выставки / Текст С. Ямщикова, Т. Саникидзе, Б. Аджинджала. М., 1986 (библиогр.). Корниенко Н., Танюк Л. Чачба-Шервашидзе и В. Мейерхольд // Художник и зритель. М., 1990. С. 328–344. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины ЛобановыхРостовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994. Абхазское искусство» (авторы-сост.: Б. М. Аджинджал, Ю. М. Иваненко). СПб., 2004. Сочинения: Письмо из Парижа // Мир искусства. 1904. № 4. С. 108–112. Осенний салон // Мир искусства. 1904. № 10. С. 209–213. Сезанн // Искусство. 1905. № 4. С. 40–47. Индивидуализм и традиция: Александру Бенуа и Морису Денису // Золотое руно. 1906. № 6. С. 64–72. Выставка Тархова в Париже // Золотое руно. 1906. № 6 (подписано: А. Средин). Александр Бенуа // Золотое руно. 1906. № 10. С. 3–7. Выставка русского художества в Париже // Золотое руно. 1906. № 11/12. С. 130–133. Жорж Сера // Аполлон. 1911. № 7. С. 26–29. Сто лет французской живописи // Аполлон. 1912. № 5. С. 8–24. Ван Гог // Аполлон. 1913. № 7. С. 20–22. Статьи об искусстве. Отрывки из записных книжек / Сост. Б. М. Аджинджал. СПб., 1998. |
Архивы: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |