ПРЕН (Прэн, Торнтон-Прэн) Эрик Дмитриевич (Эдмундович)
Prehn (Tornton-Prehn ) E.
1894 (Москва) – 27 сентября 1985 (Эдинбург). Живописец и искусствовед.
По линии матери принадлежал к семье английских фабрикантов Торнтонов, имевших в Москве ткацкое производство. Юные годы провел в Москве. На летние каникулы ездил к родственникам в Англию. В 1914 пошел добровольцем на фронт.
В 1922 эмигрировал с семьей в Англию, откуда уехал в Париж, чтобы получить художественное образование. Продолжил учебу в Риге (куда перебрались родители) у Я.-Р. Тилберга и К. С. Высотского. В Риге познакомился также с художниками Театра русской драмы – С. Н. Антоновым и его сестрой Надеждой (ученицей И. Я. Билибина), с Ю. Г. Рыковским. В 1930 участвовал в Выставке картин русских художников в рижском салоне Я. Алтберга и был среди организаторов групповой Выставки русских художников в Берлине. В 1931 женился на Ирине Гартье, дочери известного петербургского педиатра Эдуарда Гартье. В 1932–1938 активно участвовал в деятельности рижского Общества ревнителей искусства и старины «Акрополь».
В 1935 впервые побывал в Италии, в Ассизи подружился с Н. Н. Лоховым и под его влиянием стал изучать итальянскую живопись раннего Возрождения и технику изготовления средневековой темперы. Издал на английском языке «Краткий словарь итальянских живописцев» (Флоренция, 1938). До 1939 большую часть времени проводил с женой в Италии. Состоял в переписке с А. Я. Белобородовым.
В 1937 совместно с Е. Е. Климовым провел выставку в Риге, показав этюды, выполненные в Латвии, Изборске, Печорах, в поездках по Италии, а также картины на религиозные, исторические и мифологические сюжеты. Выставлялся в галерее P. Loujetzky в Гааге (1937-1938); в 1939 провел совместную выставку с А. Д. Кайгородовым и К. С. Высотским в Таллине.
С началом Второй мировой войны переехал с семьей в Лондон. Близко сошелся с русским композитором Н. К. Метнером. Дом Пренов пострадал от германских бомбардировках, и в 1941 семья перебралась в Шотландию, в Эдинбург. До 1948 постоянно участвовал в выставках Королевской Шотландской академии, изредка – в Оксфорде и Глазго. В 1949 провел персональную выставку пейзажей северной Шотландии в «Scottish Gallery» (54 картины), в 1952 и в 1955 в Оксфорде выставлялась его темперная живопись с шотландскими и итальянскими мотивами.
В последние годы отошел от выставочной деятельности и занялся преподавательской и исследовательской работой. В течение 18 лет преподавал историю итальянской живописи в Эдинбургском колледже искусств. Часто посещал Италию. Публиковал научные статьи в английских и итальянских художественных журналах, произвел ряд точных атрибуций. В 1976 издал монографию «Аспекты тосканской средневековой живописи». При этом не оставлял живописи: любил изображать скалы, валуны, дикий хвойный лес, морской берег Северной Шотландии. Изредка обращался к русским темам. Одна из последних работ навеяна «Повестью о Светомире-царевиче» Вячеслава Иванова.
Незадолго до кончины перешел в православие. В 1986 Общество изящных искусств в Эдинбурге провело небольшую мемориальную выставку. Несколько шотландских пейзажей и картина «Царство Хама» были приобретены Эдинбургским музеем. Около 50 работ художника хранится в Пермской государственной художественной галерее, куда попали по завещанию его вдовы.
Библиография: |
* AI 14/805. Ш. На выставке худ. Е. Е. Климова и худ. Э. Э. Прена // Для вас (Рига). 1937. 31 янв. (№ 5). Владовский А. Выставка трех художников // Вести дня. 1939. 4 февр. № 29. С. 1. Метнер Н.К. Письма. М.: Советский композитор, 1973. Климов Е. Художник Эрик Прэн (1894–1985) // Новый журнал (Нью-Йорк). 1986. № 163. С. 296-298. Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. Париж, 1990. С. 419. Пайман А. Эрик Прен // Наше наследие. № 86 (2008). A. Kaigorodoff, E. Prehn, K. Võssotski : Kunstihoones Tallinnas 2. II. - 14. II. 1939. Tallinn: s.n., 1939. Eric Prehn, 1894–1985, born Moskow died Edinburgh / Text by Esmé Gordon: [Catalogue]. The Art Society. Edinburg, 1986. Сочинения: A XIII-century Crucifix in the Uffizi and the “Maestro del S. Francesco Bardi”. Edinburgh: Howie and Seath, 1958. Visual Perception in XIII Century Italian Painting. Roma: Tipografia Risorgimento, 1968. Aspetti della pittura medievale Toscana: la rappresetazione del Cristo vivo sulla Croce». [Florence: Enrico Vallechi, 1976]. |
Архивы: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
09.02.2012 |